Четырехтактный дизель с наддувом (рис. 4). Двигатели с наддувом, ввиду значительного их преимущества, находят наибольшее распространение.
При работе четырехтактного дизеля с наддувом в период такта заполнения воздух в рабочий цилиндр нагнетается под некоторым давлением, создаваемым специальным наддувочным насосом. Это позволяет увеличить весовой заряд воздуха примерно про порционально увеличению давления воздуха, а следовательно, в том же объеме рабочего цилиндра позволяет сжечь больше топлива и развить большую мощность двигателя.
Самое широкое применение получил газотурбинный наддув, когда наддувочный насос приводится в действие газовой турбиной, работающей на выпускных (отработавших) газах двигателя.
Наддувочный центробежный насос 2 приводится во вращение одновенечной газовой турбиной 7. Воздух, засасываемый в патрубок 1, сжимается в насосе 2 до давления рк (рк — давление наддувочного воздуха) и под этим давлением по трубе 3 подводится к впускному клапану 4. В период такта наполнения воздух заполнит цилиндр с давлением несколько меньше рк вследствие гидравлических потерь во впускном такте. Вслед за тактом наполнения осуществляются такты сжатия, расширения и выпуска.
При открытом выпускном клапане 5 отработавшие газы по трубе 6 поступают на лопатки турбины 7 и далее в выпускной трубопровод. На рис. 5 приведена индикаторная диаграмма четырехтактного дизеля с наддувом. Как видно из этой диаграммы, линия наполнения цилиндра воздухом 1'—2' располагается выше линии атмосферного давления. Все обозначения на рис. 5 соответствуют рис. 3.
Давление наддувочного воздуха на этой диаграмме выше давления в цилиндре в период выпуска. При повышенном сопротивлении в выпускном тракте, которое при работе дизеля с газотурбинным наддувом в основном определяется сопротивлением газовой турбины (необходимой мощностью турбины), давление в цилиндре в период выпуска может быть и выше давления наддувочного воздуха.
Развиваемая мощность газовой турбины при этом частично затрачивается на приведение в действие наддувочного компрессора, а частично передается на коленчатый вал дизеля.
Четырехтактный карбюраторный двигатель (рис. 6). В крышке цилиндра расположены впускной Вп и выпускной Вып клапаны и между ними свеча С. Между электродами свечи в требуемый момент внутри цилиндра проскакивает электрическая искра и происходит воспламенение рабочей смеси. К впускному трубопроводу присоединен карбюратор К‘ который служит для подготовки смеси паров топлива с воздухом (горючая смесь). Во время такта наполнения засасываемый воздух через патрубок и диффузор Д карбюратора увлекает и дробит вытекающий бензин из жиклера Ж. Истечение топлива из жиклера происходит вследствие разности давления между диффузором и поплавковой камерой ПК, где топливо находится на постоянном уровне под атмосферным давлением. Постоянство уровня топлива в поплавковой камере достигается с помощью поплавка П. Горючая смесь, расход которой регулируется заслонкой 3, подводится к впускному клапану Вп.
Вслед за тактом наполнения следуют, как обычно, такты сжатия, расширения и выпуска. Зажигание смеси осуществляется с опережением; угол опережения зажигания составляет 10—30°. Наивыгоднейший угол опережения зажигания, как и все фазы распределения, определяется опытным путем в период регулировочных испытаний двигателя.
На рис. 7 представлена индикаторная диаграмма четырехтактного карбюраторного двигателя, из которой видно, что процесс сгорания топлива происходит почти при постоянном объеме.
|