Основная задача расчета теоретического цикла двигателя заключается в определении основных параметров и показателей рабочего процесса, построении теоретической индикаторной диаграммы и определении основных размеров цилиндра.
По расчетной индикаторной диаграмме можно с достаточной для практики точностью найти усилия от давления газов, действующие на детали двигателя в любые моменты времени и необходимые для динамических и прочностных расчетов двигателя. Тепловые расчеты рабочего цикла, как правило, выполняют для номинального режима. Расчет цикла может быть произведен не только с целью определения основных размеров проектируемого двигателя, но также и с целью проверки отдельных параметров цикла уже существующего двигателя; в последнем случае расчет цикла называется проверочным. Исходными данными для расчета цикла проектируемого двигателя являются его тип и назначение, номинальная мощность Nе, частота вращения коленчатого вала п, тактность к, наличие и схема наддува, степень быстроходности Ст и др.
При проверочном расчете цикла двигателя исходными данными являются марки двигателя по ГОСТ 4394—48, в котором указывается количество цилиндров z, диаметр цилиндра D, полный ход поршня S, а также эффективная мощность Nе, частота вращения n, степень сжатия ?, тип и давление наддува и продувки рн и марка применяемого топлива.
Расчет рабочего цикла поршневого ДВС можно расчленить на четыре основных этапа: 1) выбор исходных данных; 2) последовательное рассмотрение основных процессов рабочего цикла: наполнения, сжатия, сгорания, расширения и выпуска; 3) вычисление индикаторных и эффективных показателей работы двигателя; 4) определение основных размеров рабочего цилиндра и построение диаграммы расчетного цикла.
При выполнении теплового расчета некоторые параметры расчетного цикла выбирают по опытным данным.
Расчет рабочего цикла целесообразно выполнять в табличной форме.
Формулы, применяемые только для двухтактных двигателей (DН), указаны отдельно.
С целью повышения мощности и экономичности существующие двигатели без наддува в настоящее время переводят на наддув. В этих случаях при выполнении теплового расчета необходимо определить давление наддувочного воздуха рн, которое обеспечивает получение заданной повышенной мощности двигателя без изменения основных его размеров.
Последовательность такого теплового расчета для четырехтактного двигателя с промежуточным охлаждением воздуха приведена в табл. XII. По данным расчета процессов цикла строят индикаторную диаграмму, по которой определяют средние индикаторное рi и эффективное рэ давления, сравнивают их с расчетными и проверяют заданную мощность.
|