Рабочий цикл комбинированной установки, состоящей из двигателя, компрессора и газовой турбины, приведен на рис. 145.
Линия 0—1? представляет сжатие воздуха в компрессоре; линия 1?—7 — нагнетание воздуха в ресивер, а площадь 0—1?—7—8—0 выражает работу, затрачиваемую на сжатие воздуха в компрессоре.
Работа, совершаемая в рабочем цилиндре свободнопоршневым генератором газа, выражается площадью 1—2—3—4—1, которая равна площади 0—1'—7—8—0. Продукты сгорания в период выпуска их из рабочего цилиндра смешиваются с продувочным воздухом, и потому температура и удельный объем газовоздушной смеси уменьшаются и работа расширения газов в турбине начинается не в точке 5', а в точке 5. Положение точки 5 определяется еще и тем, насколько используется кинетическая энергия выпускных газов. Работа, совершаемая газовой турбиной, выражается площадью 8—7'—5—6—8. Термический к. п. д. идеального цикла комбинированной силовой установки с свободнопоршневым генератором газа определяется по формуле (6):
где ??к является общей степенью сжатия в компрессоре и в двигателе. Термический к. п. д. цикла комбинированной установки равен термическому к. п. д. цикла дизеля при степени сжатия, равной общей степени сжатия.
Наибольшее давление продувочного воздуха рк определяется допустимой температурой в конце сжатия одноступенчатого компрессора и составляет рк = 4,5 ? 6,5 кГ/см2. Давление в конце сжатия в цилиндре двигателя устанавливается из условия возможности самовоспламенения топлива. Так как в свободнопоршневым генератором газа отсутствует шатунно-мотылевый механизм, то целесообразно допускать высокие значения давлений: рс = 40?80 кГ/см2; р2 =60 ?120 кГ/см.
Комбинированные судовые силовые установки с свободнопоршневым генератором газа обладают следующими основными преимуществами.
1. Цикл свободнопоршневым генератором газа имеет более высокую максимальную температуру, чем цикл обычной газотурбинной установки, а потому к. п. д. установки свободнопоршневым генератором газа выше, чем у газотурбинной установки (при температуре газа 500—600°С) на входе в турбину.
2. Вследствие невысокой температуры газов перед турбиной лопатки ее могут быть изготовлены без применения специальных жаростойких материалов.
3. Группа свободнопоршневым генератором газа может работать на одну турбину, что повышает маневренные качества силовой установки судна.
4. Удельный вес установки сравнительно невелик.
5. свободнопоршневым генератором газа полностью уравновешен, что позволяет делать более легкие фундаменты.
6. Отсутствие шатунно-мотылевого механизма упрощает применение мазутов в качестве топлива для свободнопоршневым генератором газа по сравнению с обычным дизелем.
К числу основных недостатков установок с свободнопоршневым генератором газа нужно отнести:
1. Более сложную конструкцию свободнопоршневым генератором газа по сравнению с камерой сгорания газовой турбины.
2. свободнопоршневым генератором газа имеет определенные границы устойчивой работы по давлению и расходу газа (для их расширения применяют буферные цилиндры, что усложняет их конструкцию).
3. При большом числе свободнопоршневым генератором газа усложняется управление силовой установкой.
4. Затруднен нормальный впрыск топлива в цилиндр свободнопоршневым генератором газа, вследствие того что движение поршней около внутренней мертвой точки значительно замедляется, а также замедляется вращение вала топливного насоса.
5. Судовые установки с свободнопоршневым генератором газа имеют больший удельный расход топлива, чем судовые дизельные установки. Этим и можно объяснить весьма ограниченное применение свободнопоршневым генератором газа на флоте.
В качестве примера на рис. 146 показана судовая установка с свободнопоршневым генератором газа мощностью 1 200 л. с. на гребном винте. Она имеет два свободнопоршневым генератором газа 3; редуктор 4; газовую турбину 5; электрогенераторы 6, приводимые в действие от дополнительных газовых турбин, и пост управления 7. Воздух подводится в свободнопоршневым генератором газа по трубопроводу 1, а выпуск газов из турбины происходит по трубопроводу 2.
На рис. 147 приведен план машинного отделения теплохода грузоподъемностью 5 000 т. Установка данного теплохода имеет: два свободнопоршневым генератором газа 1; две газовые турбины 2, передающие мощность на гребной вал через зубчатый редуктор 3; дизель-генераторы 13; вспомогательные механизмы: насос охлаждения свободнопоршневым генератором газа 4; насосы забортной воды 5 и 23; топливоподкачивающий насос 6; масляный насос 7; масляный насос турбины 8; компрессор 9; баллоны пускового воздуха 10; пост управления 11; ящик для аккумуляторной батареи 12; пожарный насос 14; балластный насос 15; осушительный насос 16; топливоперекачивающий насос 17; ручной топливный насос 18; маслоперекачивающий насос 19; сепаратор масла 20; ручной масляный насос 21; подогреватель масла 22; насос фильтрованной воды 24; ручной санитарный насос 25; вспомогательный паровой котел 26; циркуляционный насос 27; 28 — паровой питательный насос; питательный насос 29; насос горячей воды 30; водоподогреватель 31; сепаратор пара 32; воздушный баллон 33; цистерна охлаждающего масла свободнопоршневым генератором газа 34; расходная масляная цистерна 35; отстойная масляная цистерна 36.
Наибольшее применение в судовых установках получили свободнопоршневым генератором газа французской фирмы «Сигма» типа GS-34, имеющие следующие основные данные: мощность по газу 1 250 л. с.; диаметр цилиндра 340 мм; ход поршней 2 ? 450 мм; диаметр цилиндра компрессора 900 мм; число циклов в минуту 400—600; средняя скорость поршня 9 м/сек; давление газа перед турбиной 3,1 кГ/см2; температура газа перед турбиной 450°С; удельный вес 6,8 кг/л. с.
Расчет параметров цикла двигателя свободнопоршневым генератором газа производится так же, как и цикла двухтактного дизеля. При этом надо руководствоваться следующими соображениями. Относительная высота выпускных и продувочных окон не влияет на экономику свободнопоршневым генератором газа, так как энергия выпускных газов используется в турбине, а потому относительная высота выпускных окон принимается ? = 0,40?0,50. Так как отсутствует сдвиг фаз продувочного и выпускного поршней, то высота продувочных окон принимается значительно меньше выпускных, а давление в начале сжатия ра приближается к давлению за двигателем рr:
Давление газов перед турбиной меньше давления рr на величину падения давления ?рт вследствие сопротивления движению газового потока в газопроводе и в регулирующих органах турбины:
Минимальное значение степени сжатия в цилиндре двигателя принимается ?д = 4,5 ? 6, а максимальная степень сжатия в компрессоре ?к определяется по наибольшей допустимой температуре воздуха в конце сжатия в одной ступени компрессора (550° К). Давление в конце сжатия рс и максимальное давление цикла свободнопоршневым генератором газа принимается рс = 50 ?90 кГ/см2 и рz = 100 ? 155 кГ/см
Движение поршня свободнопоршневым генератором газа происходит под действием изменяющихся сил давления на поршни «двигателя», компрессора и буфера и сил трения. Равнодействующая этих сил и определяет закон движения поршня свободнопоршневым генератором газа. Величина равнодействующей силы для свободнопоршневым генератором газа с двухступенчатым компрессором и буферным цилиндром в зависимости от расстояния поршней от ВМТ (внутренней мертвой точки) x определяется уравнением
изменения силы R(х) за прямой и обратный ход поршней. Площадь, образуемая кривой изменения силы R(Х) и осью абсцисс в системе координат R(Х) —S (S — ход поршней свободнопоршневым генератором газа) на рис. 148, а, выражает работу этой силы, равную, за вычетом работы трения поршней, кинетической энергии движущихся поршней (рис. 148, б). Иными словами, кинетическая энергия поршня свободнопоршневым генератором газа на каждом отрезке своего пути равна
Построив график ? = f(S) (рис. 148,в) для прямого и обратного пути поршня (на рис. 148, г скорость обратного пути показана пунктиром), можно определить значение средней скорости для каждого участка пути ?ср.
Время прохождения каждого участка пути будет равно
Зная время прохождения каждого участка пути, можно построить график ? = f(S) для прямого и обратного хода (рис. 148, г), и, следовательно, время совершения полного цикла
Относительные размеры ступеней свободнопоршневым генератором газа определяются из уравнения баланса работ за цикл в свободнопоршневым генератором газа. Для одной стороны свободнопоршневым генератором газа при одноступенчатом сжатии и если принять, что потери в буферном цилиндре включены в механический к. п. д. , указанное уравнение будет иметь вид
Расчет основных параметров судовой комбинированной установки с свободнопоршневым генератором газа может быть выполнен в следующем порядке.
1. По известной мощности на гребном валу определяется мощность газовой турбины Nт л. с.
2. По мощности турбины Nт определяется необходимая мощность по
газу
где ?т — к. п. д. турбины;
?тр — к. п. д., определяющий потери в газопроводе между свободнопоршневым генератором газа и турбиной; ?тр = 0,98?0,99.
3. Предварительно задаваясь средним индикаторным давлением «двигателя» рiд, числом циклов в минуту nцикл, определяется диаметр Dд и ход поршня S цилиндра «двигателя». По известному Па определяется диаметр цилиндра компрессора при выбранном отношении FкI /Fд так, например, для схемы свободнопоршневым генератором газа (см. рис. 143, б)
Площадь и диаметр буферного цилиндра определяются по значению отношения Fб / Fд.
В результате определения размеров диаметров цилиндров может быть определен вес поршневой группы.
4. По выбранному давлению воздуха в ресивере «двигателя» в соответствии с принятой схемой свободнопоршневым генератором газа производится расчет процесса компрессора.
5. Производится расчет цикла «двигателя», в результате которого определяются: среднее индикаторное давление рiд, удельный индикаторный расход топлива gi и индикаторный к. п. д. свободнопоршневым генератором газа ?i.
6. Определяется давление в начале и в конце сжатия воздуха в буферном цилиндре.
7. По индикаторным диаграммам цилиндров «двигателя», компрессора и буфера строятся диаграммы: работы, скорости и времени цикла свободнопоршневым генератором газа (рис. 148), на основании которых определяется число циклов в минуту и средняя скорость поршня.
8. Соответствие предварительно определенного диаметра цилиндра «двигателя» и индикаторной мощности свободнопоршневым генератором газа определяется по формуле
Удельный эффективный расход топлива установки равен
Указанный расчет производится при определенном ходе поршня свободнопоршневым генератором газа, которому соответствует вполне определенное максимальное давление в буфере и давление газов перед турбиной. Эти взаимозависимости давлений сжатий в цилиндре «двигателя», в цилиндре буфера и давления газов перед турбиной являются характеристиками свободнопоршневым генератором газа, определяющими способ регулирования работы установки. Управление изменением указанной взаимозависимости давлений прежде всего можно производить изменением количества подаваемого топлива за один цикл. Однако уменьшение мощности свободнопоршневым генератором газа при таком регулировании ограничено необходимостью открытия продувочных и выпускных окон и потому является возможным при уменьшении мощности установки примерно только до 50%.
Для расширения диапазона изменения мощности установки необходимо применение специальных методов регулирования, которыми могут быть:
1) изменение вредного пространства компрессора, для чего необходимо иметь специальное приспособление;
2) изменение степени сжатия в цилиндре «двигателя»;
3) дросселирование воздуха на всасывании в компрессор.
|