При работе поршневых двигателей в результате действия в них периодических неуравновешенных сил возникает вибрация.
К периодическим неуравновешенным силам относятся силы инерции поступательно-движущихся частей и вращающихся масс двигателя. Вибрации подвергаются сам двигатель, машинный фундамент и корпус судна. Вибрация ухудшает эксплуатацию, ослабляет прочность конструкций и приводит к их разрушению.
В результате ускорения движущихся частей возникают силы инерции прямолинейно-движущихся и вращающихся масс.
Рассмотрим силы инерции, возникающие в одноцилиндровом двигателе (рис. 225). Так как ускорение в данный момент направлено вниз, то сила инерции поступательно-движущихся масс Ри направлена вверх. К прямолинейно-движущимся массам относятся массы поршня, ползуна, штока и 40% массы шатуна. Центробежная сила Jц вращающихся масс направлена от центра вала по кривошипу и может быть заменена составляющими: вертикальной Jв и горизонтальной Jг силами.
К неуравновешенным вращающимся массам относятся массы шейки мотыля, эксцентричной части щек и 60% массы шатуна. Вдоль оси цилиндра будет действовать сила R = Jп + Jв. Эта сила стремится оторвать двигатель вместе с фундаментной рамой с места, а сила Jг—«сдвинуть» двигатель в горизонтальной плоскости. Так как обе силы знакопеременные, то это вызывает вибрацию фундамента и корпуса судна.
Для многоцилиндрового двигателя в каждом цилиндре действуют силы R и Jг: они стремятся вращать двигатель вокруг его центра тяжести. Полностью уравновешенным считается двигатель, у которого все силы инерции и моменты от сил инерции поступательно-движущихся и вращающихся масс равны нулю.
Для уравновешивания двигателей применяют противовесы и соответствующее расположение кривошипов коленчатого вала. Увеличение числа цилиндров двигателя и правильный выбор элементов движения улучшают уравновешенность двигателя. В многоцилиндровом двигателе угол между кривошипами последовательно работающих цилиндров выбирается из условия равномерности вспышек и рабочих ходов, что выравнивает крутящий и опрокидывающие моменты. Противовесы размещают либо на щеках коленчатого вала, либо в двух шестернях, установленных в остове двигателя и вращающихся в разные стороны (динамический противовес).
Расчет уравновешенности двигателей производится аналитическим или графическим методом. В первом случае исходят из того, что центробежная сила инерции от неуравновешенных масс Jц = тцR?2, где тц — эксцентрично вращающиеся массы, приведенные к радиусу кривошипа, кг; R — радиус кривошипа, м; ? — угловая скорость, 1 / сек.
Для уравновешивания центробежной силы инерции Jц закрепляют на продолжении щек кривошипа два равных противовеса (рис. 226) с массой
где r — расстояние от центра тяжести противовеса до оси вала.
Для прямолинейно-движущихся масс неуравновешенные силы инерции
где тп—масса поступательно-движущихся частей, кг;
а — ускорение, м/сек2.
Подставив значение ускорения а из формулы (172), получаем
где — mпR?2cos ? = Pи I —сила инерции первого порядка;
— mпR?2cos 2? = Pи II — сила инерции второго порядка.
Силы инерции первого и второго порядков изменяются, как и ускорения, по закону косинусоиды, причем сила инерции первого порядка достигает наибольшей абсолютной величины два раза за один оборот коленчатого вала, а второго порядка — четыре раза. Силу инерции первого порядка, действующую по оси цилиндра, уравновешивают с помощью противовеса массой т, центр тяжести которого отстоит от оси вала на расстоянии r = mпR / 2m.Для уравновешивания сил второго порядка используют динамические противовесы, вращающиеся с удвоенной угловой скоростью. Такие противовесы усложняют конструкцию двигателя, а поэтому их редко применяют в судовых двигателях.
Графический метод исследования неуравновешенности заключается в построении многоугольников сил и моментов. Многоугольники строят из произвольной точки О. В принятом масштабе откладывают векторы сил и моментов, соответствующие направлению сил в данный момент. Замыкающие стороны соответствующих многоугольников будут равны неуравновешенным силам или их моментам. В замкнутых многоугольниках силы и моменты будут уравновешены. Графический метод уравновешивания пятицилиндрового двухтактного двигателя приведен на рис. 227.
Исходные данные: число цилиндров — пять, отношение ?=R / L = 0,22, частота вращения 2,03 об/сек, радиус кривошипа R = 0,6 м; масса поступательно-движущихся частей тп = 7500 кг; масса вращающихся частей тц=4500 кг; величина R?2=10; расстояние от оси i-го цилиндра к середине коленчатого вала hi.
Для удобства расчет действующих сил инерции и моментов от этих сил сводим в табл. XIII. Как видно из рисунка, силы инерции вращающихся масс Jц, силы инерции поступательно-движущихся масс первого порядка РпI и второго порядка РпII и полностью уравновешены— многоугольники замкнуты. Моменты Mц, МиI, МII — неуравновешены.
Исследование уравновешивания многоцилиндровых двигателей дает возможность сделать следующие выводы:
- Зеркальное расположение кривошипов позволяет полностью уравновесить моменты первого и второго порядков при числе цилиндров ?6.
2. Моменты сил инерции первого и второго порядков полностью уравновесить при незеркальном расположении кривошипов нельзя.
3. С увеличением числа цилиндров качество уравновешивания двигателя улучшается.
|