Страница 2 из 2
Аналогично находится результирующий момент от сил инерции второго порядка. Многоугольник моментов PII li в этом случае строится по схеме фиктивного расположения мотылей (см. рис. 155).
Проекция на вертикальную ось замыкающего момента многоугольника моментов PII li равна действительному значению неуравновешенного момента PII li от сил инерции второго порядка. Направление его определяется путем поворота замыкающего вектора на 90° в сторону вращения вала двигателя.
На рис. 157 приведен многоугольник моментов PII li рассматриваемого двигателя, замыкающая которого равна МII = 2 ?3 l РII, где l — расстояние между осями соседних цилиндров.
Изменение величин сил инерции первого и второго порядков и их моментов за один оборот мотылей происходит по косинусоидам, при этом продолжительность периода изменения сил и моментов второго порядка будет в два раза меньше. Сложение ординат кривых изменения моментов от сил инерции первого и второго порядков позволяет получить кривую изменения результирующего опрокидывающего момента за один оборот вала, действующего в вертикальной плоскости, проходящей вдоль оси вала.
Если равнодействующая сил инерции какого-либо порядка или равнодействующий момент сил инерции равны нулю у однорядного двигателя, то они равны нулю и у многорядного двигателя с одинаковыми числами цилиндров и расположением колен вала (при условии, что главные к прицепные шатуны у всех колен расположены одинаково).
Рассмотрение уравнений (230) — (237) позволяет установить необходимые условия достижения уравновешивания двигателя. На уравновешенность двигателя влияют: число цилиндров, угол между мотылями коленчатого вала и наличие у двигателя вспомогательных цилиндров (цилиндры продувочного насоса).
Чем больше число цилиндров, тем лучше двигатель может быть уравновешен. Так, например, четырехцилиндровый четырехтактный двигатель имеет неуравновешенную равнодействующую сил инерции второго порядка, равную R2 = 4РII, а шестицилиндровый четырехтактный двигатель
имеет силы инерции первого и второго порядков и их моменты полностью уравновешенными.
Угол между мотылями коленчатого вала выбирается из условия достижения наиболее равномерного вращения вала, а потому степень уравновешенности зависит только от числа цилиндров. При наличии вспомогательных цилиндров, присоединенных к двигателю, неуравновешенные силы инерции и моменты двигателя направляются в противоположную сторону неуравновешенным силам инерции и их моментам вспомогательных цилиндров, что позволяет уменьшить неуравновешенность двигателя в целом.
Уравновешивание центробежной силы эксцентрично вращающихся масс достигается противовесами, присоединенными к щекам мотыля. При этом приведенная масса противовесов должна быть равна приведенной массе вращающихся частей одного цилиндра:
Здесь все обозначения были введены ранее.
Делая массу противовесов равной массе поступательного движущихся и вращающихся частей, можно получить уравновешивание и силы инерции первого порядка от поступательно движущихся масс, но одновременно с этим возникает горизонтальная сила инерции, равная силе инерции первого порядка от поступательно движущихся масс.
Следует заметить, что уравновешивание двухтактных двигателей представляет некоторые трудности по сравнению с четырехтактными. Достижение равномерного вращения вала не позволяет в двухтактном двигателе иметь такое расположение мотылей вала, которое обеспечивало бы наиболее лучшее уравновешивание двигателя.
Для уравновешивания сил инерции поступательно движущихся масс быстроходных двигателей иногда применяют устройство, показанное на рис. 158. Два параллельных вала О1 и О2, расположенные в корпусе двигателя, вращаются в противоположных направлениях. На валах эксцентрично закреплены одинаковые массы m? на равном расстоянии от осей валов r'. Углы наклона ? масс к вертикальным осям одинаковы. Вертикальные составляющие центробежных сил инерции указанных масс равны m? r??2?cos ?; складываясь, они дают вертикальную равнодействующую 2m? r??2?cos ?. Здесь имеется в виду, что валы O1 и O2 вращаются с угловой скоростью со. Таким образом, наличие этого устройства позволяет полностью уравновесить силу инерции первого порядка при условии:
Горизонтальные составляющие центробежной силы инерции т'r'?2 ?sin ? направлены навстречу друг другу, а потому взаимно уравновешиваются.
Неуравновешенность двигателей с расходящимися поршнями значительно меньше, чем двигателей с одним поршнем в цилиндре. Двигатели с расходящимися поршнями с одним коленчатым валом имеют полностью уравновешенные силы инерции первого порядка, но силы инерции второго порядка при этом суммируются и обычно достигают значительной величины. Если у двигателя с расходящимися поршнями два коленчатых вала (т. е. когда верхний поршень кинематически связан с верхним коленчатым валом, а нижний поршень — с нижним валом и смещение мотылей 180°), то силы инерции и первого и второго порядка взаимно уравновешиваются.
Значения неуравновешенных сил инерции и их моментов являются исходными данными для расчета колебаний корпуса судна или колебаний самого двигателя, если он поставлен на упругих опорах (амортизаторах). Для суждения о допустимой степени неуравновешенности двигателя пользуются безразмерными величинами [4]:
Выполненные расчеты показывают, что можно считать двигатель хорошо уравновешенным, если ??0,002; ??0,002, и плохо уравновешенным, если ? ?0,01; ??0,01.
Применяя рассмотренный метод проверки уравновешенности сил инерции и их моментов, можно в зависимости от числа цилиндров и от угла между мотылями определить степень неуравновешенности двигателя. В табл. 9 приведены данные по уравновешенности различных двигателей, имеющих одинаковые значения всех цилиндров, движущихся масс и расстояний l между цилиндрами. Углы между мотылями удовлетворяют условию наибольшей равномерности вращения вала. Как видно из табл. 9, четырехтактные двигатели с числом цилиндров 6 и 8 имеют силы инерции первого и второго порядка и моменты уравновешенные. У двухтактных двигателей (без учета цилиндров вспомогательных механизмов) с числом цилиндров 4—6—8 уравновешены только силы инерции первого и второго порядка (при числе цилиндров 6 они имеют дополнительно уравновешенные моменты сил первого порядка).
|