Проверка зазоров в подшипниках коленчатого вала и раскепов в двигателе
Вследствие износа шеек вала и антифрикционного сплава подшипников в процессе длительной эксплуатации происходит увеличение зазоров в них.
С увеличением зазора в подшипнике ухудшается стабильность масляного слоя в нем, увеличивается трение и износ трущихся поверхностей. Кроме того, при больших зазорах вследствие действия ударных нагрузок на подшипник возможно появление трещин в антифрикционном слое и его выкрашивание. Величины монтажных и предельно допустимых зазоров для различных подшипников указываются в руководстве по эксплуатации двигателя.
Зазоры в подшипниках коленчатого вала измеряют щупом или при помощи свинцовой выжимки. Зазор, т. е. расстояние между поверхностью шейки и рабочей поверхностью вкладыша в собранном подшипнике, измеряют щупом со стороны обоих торцов при трех-четырех положениях мотыля. Средняя величина результатов измерений принимается за величину зазора. Следует иметь в виду, что истинная величина зазора всегда несколько больше, чем замеренная щупом.
Более точно зазор может быть измерен с помощью выжимки. Для этого на шейку вала при снятой крышке подшипника укладывают в поперечном направлении три кусочка свинцовой проволоки с диаметром, на 0,2— 0,3 мм большим, чем предполагаемая величина зазора. Затем подшипник собирается, крышка его нормально обжимается и коленчатый вал проворачивается на некоторый угол. Вскрыв затем подшипник, снимают обжатые проволочки и микрометром или точным штангенциркулем измеряют их толщину, которая равна величине зазора.
Осевые зазоры в установочном (упорном) рамовом подшипнике измеряют щупом.
Величину зазора в подшипнике можно регулировать с помощью набора прокладок в плоскостях разъема подшипника, если они предусмотрены конструкцией дизеля. У большинства современных дизелей зазоры в подшипниках в процессе эксплуатации не регулируются, а при достижении предельно допустимых величин зазоров заменяют вкладыши или отправляют двигатель для ремонта на завод.
Большую опасность для коленчатого вала представляет неправильная его укладка или неодинаковый износ рамовых подшипников, в результате чего ось вала изгибается. О величине прогиба вала судят по раскепам, т. е. разностям расстояний между щеками мотыля при двух его диаметрально противоположных положениях.
Раскепы определяют для вертикальных и горизонтальных положений мотыля. Предельно допустимые значения раскепов указываются в инструкции к дизелю. При недопустимых значениях раскепов необходима замена отдельных вкладышей рамовых подшипников или переукладка коленчатого вала.
Зазоры в головном подшипнике шатуна тронкового двигателя измеряют щупом при разобранной поршневой группе деталей; в верхнюю головку шатуна вставлен палец без поршня. Изношенные втулки головных подшипников заменяют.
Особое внимание необходимо при осмотрах, затяжке и шплинтовке мотылевых болтов.
|