При эксплуатации судовых двигателей следует руководствоваться Правилами технической эксплуатации судовых паротурбинных и дизельных установок, Правилами техники безопасности и инструкциями завода-изготовителя.
Обслуживание двигателей сводится к приготовлению их к действию и пуску, уходу во время действия, прекращению работы и уходу во время бездействия.
При подготовке к действию и пуску двигателей выполняется следующее:
— убирают посторонние предметы, тщательно осматривают двигатели и проверяют надежность их крепления;
— проверяют исправность контрольно-измерительных приборов, легкость хода штоков пусковых, маневровых, сопловых, быстрозапорных и газораспределения и предохранительных клапанов; проверяют наличие масла в маслобаке;
— запускают масляный сепаратор и насос и убеждаются в нормальной подаче масла к подшипникам, на зацепление и регулирование;
— проверяют отжатие тормозов валопровода, запускают валоповоротный механизм и, вращая его на передний и задний ход, прослушивают двигатель, при этом сила тока электродвигателя не должна превышать нормальной величины;
— отключают валоповоротный механизм, проверяют систему сигнализации и связи с ходовым мостиком и систему ДАУ.
При пуске двигателя в холодное время необходимо выполнить ряд мероприятий, облегчающих пуск, например прогрев масла в маслобаке, прокачку ДВС теплой водой от работающих дизель-генераторов.
В паротурбинных установках перед пуском:
— измеряют осевое и радиальное положение роторов турбин и колеса редуктора;
— записывают показания в вахтенный журнал;
— запускают в работу циркуляционный насос и систему охлаждения конденсатора и маслоохладителя;
— заполняют сборник конденсатора питательной водой и запускают в работу конденсатный насос;
— включают главный эжектор и вводят в действие систему укупорки и отсоса, поддерживая в камерах концевых уплотнений разрежение равным 0,003—0,004 Мн/м2.
В главном конденсаторе доводят вакуум до полного и, когда с мостика поступит разрешение на пуск, медленно подают пар соответствующим маневровым клапаном и начинают прогревать турбину, тщательно прослушивая агрегат и доводя постепенно частоту вращения его до рабочей. Продолжительность прогревания и развитие полной частоты вращения турбин определяются заводскими инструкциями и составляют около одного часа.
В дизельных установках перед пуском:
— проверяют системы охлаждения, пуска и подачи топлива;
— производят пробный пуск насоса пресной воды, если он имеет индивидуальный привод, и проверяют систему забортной воды;
— проверяют давление пускового воздуха, которое должно составить не менее 2,5—3,0 Мн/м2;
— прокачивают топливную систему до полного удаления из нее воздуха.
Для запуска двигателя пусковую рукоятку из положения «Стоп» переводят в положение «Пуск». Когда коленчатый вал двигателя достаточно раскрутится, его переводят на работу топливом, тщательно прослушивают и осматривают двигатель и обслуживающие его системы. Прогрев двигателя на малых оборотах производят до тех пор, пока контролируемые температуры в системах не достигнут значений, указанных в инструкциях завода изготовителя. У двигателей, пуск которых производится при помощи электростартера, рукоятку управления ставят в положение малой подачи топлива. Если имеется декомпрессионное устройство или накальные свечи, то их включают. После раскрутки декомпрессионное устройство отключают. При появлении вспышек в цилиндрах стартер и свечи отключают.
Обслуживание главных двигателей во время работы заключается в поддержании установленных параметров и необходимой частоты вращения, соответствующей заданному ходу, в обеспечении высокой экономичности и надежности их работы. Переход от одного режима работы к другому необходимо осуществлять постепенно. Обязанности обслуживающего персонала следующие: поддержание нормальной работы масляной системы — давление масла в маслоохладителе должно быть выше давления охлаждающей воды, перепад давлений масла на входе и на выходе из маслоохладителя должен быть не более 0,03 Мнім2 (при большем перепаде необходимо производить чистку фильтра), сепаратор должен работать до полного удаления воды из системы; содержание главных двигателей и вспомогательных механизмов должно быть в постоянной исправности и чистоте; о всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать и записывать в вахтенный журнал.
В паротурбинных установках необходимо поддерживать установленные для данного режима параметры пара, нормальную работу конденсационного устройства и системы уплотнений. Вакуум в конденсаторе следует поддерживать возможно высокий для данного режима работы при наименьшем переохлаждении конденсата (не более 2—3°С для обычных конденсаторов, не более 1°С для регенеративных); температурный напор конденсатора должен составлять не более 12—20° С. Один раз в вахту проверяют соленость конденсата (если соленость будет выше 0,5° Б, выясняют причину попадания морской воды и устраняют неплотности); кислородосодержание конденсата не должно превышать 0,05 мг/л. В системе укупорки наружных уплотнений надо поддерживать избыточное давление равным 0,01—0,03 Мн/м2, а в трубопроводе отсоса разрежение около 0,013 Мн/м2, не допускать утечек пара через уплотнения. Не реже одного раза в час измеряют осевое положение роторов, прослушивают турбины и зубчатую передачу с помощью слуховых стержней и результаты заносят в вахтенный журнал. В дизельных установках необходимо следить за работой систем охлаждения и подачи топлива. Температура воды и масла является показателем теплового состояния двигателя, исправной работы его узлов.
Остановка двигателя с полного хода допускается только в исключительных случаях.
В дизельных установках прежде необходимо уменьшить подачу топлива, снизить обороты и через 3—5 мин поставить рукоятку управления в положение «Стоп». В течение 3—5 мин прокачивают двигатель маслом, проворачивая его на 2—3 оборота; на протяжении 15—30 мин прокачивают воду через систему охлаждения двигателя насосом; проверяют температуру и состояние всех доступных для осмотра деталей двигателя.
В паротурбинных установках остановка производится в следующем порядке: закрывают последовательно сопловые и быстро- запорный клапаны и открывают все клапаны продувания; включают пусковой масляный насос для подачи масла на подшипники в течение 15—20 мин. После полной остановки турбин включают валоповоротный механизм и через каждые 10 мин производят проворачивание агрегата на I 1/3 оборота вала гребного винта в течение 2—3 ч, прокачивая агрегат маслом; прикрывают пар на эжектор, поддерживая вакуум 0,073—0,079 Мн/м2. В период осушения турбин запускают масляный сепаратор до полного удаления воды из масла; закрывают пар на эжекторы (главный и отсоса пара из уплотнений) и на уравнительный коллектор системы уплотнения; останавливают конденсатный и циркуляционный насосы и закрывают клапаны продувания.
В зависимости от длительности остановки необходимо произвести работы, указанные в инструкциях. При выходе из действия на короткий строк турбоагрегат необходимо поддерживать в горячем состоянии, для чего следует его периодически прогревать и проворачивать. При длительном бездействии необходимо устранить выявленные в процессе эксплуатации дефекты; один раз в сутки проворачивать ротор, прокачивая подшипники маслом; не допускать попадания пара в турбину и появления воды и шлака в масле; законсервировать шейки валов в подшипниках.
При выводе ДВС из эксплуатации на длительный период должна быть произведена его консервация. Если двигатель не работает длительное время и не законсервирован, то необходимо периодически проворачивать коленчатый вал на несколько оборотов, останавливая его в другом положении; при этом необходимо прокачивать масляную систему.
|