Управление процессами впуска в цилиндр свежего заряда и выпуска отработавших газов в двигателях осуществляется с помощью механизма газораспределения.
Механизм газораспределения четырехтактного двигателя состоит из впускных и выпускных клапанов, управляемых клапанным приводом. В двухтактных двигателях газораспределение производится рабочим поршнем через продувочные и выпускные окна или через продувочные окна в цилиндре и выпускной клапан в крышке. На процесс газообмена в двухтактных двигателях отводится 130—150° угла поворота коленчатого вала, а в четырехтактных 400—450°.
На рис. 155 показан один из клапанных приводов механизма газораспределения четырехтактного двигателя. Он состоит из распределительного вала 1 с кулачными шайбами 2, толкателей 3, штанг 4 и клапанных рычагов 5. При расположении распределительного вала непосредственно над клапанами привод к ним упрощается.
Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала. Виды передач, которые можно осуществить посредством промежуточного вертикального вала, зубчатой передачи и цепного привода, представлены на рис. 156. Цепную передачу к распределительному валу применяют при значительном расстоянии между коленчатым и распределительным валами (двигатели ДКРН). Передача с помощью вертикального вала проста, по усложняет демонтаж цилиндровых крышек.
Впускные и выпускные клапаны судовых двигателей чаще всего устанавливают вертикально в крышке цилиндра. Если расределительиый вал находится над клапанами, то применяется наклонное расположение клапанов. Они открываются внутрь цилиндра, поэтому при работе двигателя клапаны подвергаются не только динамическим нагрузкам, но и действию высоких температур. Выпускной клапан работает в более тяжелых температурных условиях, чем впускной, который периодически охлаждается засасываемым холодным воздухом.
Материал клапанов должен обладать достаточной прочностью при высоких температурах, износоустойчивостью и антикоррозионными качествами. Впускные клапаны тихоходных двигателей изготовляют из углеродистых (сталь 40, 45 и др.) и легированных сталей (40ХН, 50ХН, 65XН и др.), а выпускные клапаны— из высококачественных сталей (ЭЯ2, ЭЯ3С, ЭСХ8М, ЭН107, ЭН69, ЭН72). В быстроходных двигателях впускной и выпускной клапаны выполнены взаимозаменяемыми. Применяют клапаны с отдельным съемным корпусом и без корпуса. В крупных судовых двигателях клапаны помещают в отдельных корпусах, монтируемых в крышке цилиндра.
У тихоходных четырехтактных двигателей устанавливают один впускной и один выпускной клапаны. Для лучшего наполнения цилиндра диаметр впускного клапана немного больше диаметра выпускного. В быстроходных двигателях часто применяют по два впускных и два выпускных клапана. Количество выпускных клапанов у двухтактных двигателей иногда достигает четырех. Как правило, клапаны выполняют цельными. Клапан (рис. 157, а) состоит из штока 6, изготовленного как одно целое с тарелкой 1, плотно прилегающей к съемному посадочному гнезду 2. Предохранительный стакан 14 предупреждает сгорание и последующее коксование смазочного масла, подаваемого к штоку 6 клапана из масленки 5. Направляющая втулка 13 для штока впрессована в чугунный корпус 4 клапана. Корпус имеет охлаждаемое зарубашечное пространство 3, в которое попадает вода из цилиндровой крышки.
Клапан закрывается двумя комплектами пружин 10 и 11, разделенных средней направляющей тарелки 12. Верхняя направляющая тарелка 7 соединяется со штоком клапана с помощью разъемных конических колец 8. Упругое кольцо 9 предназначено для удержания клапана при смене пружин. На рис. 157, б и в показаны составные части клапана (1 — шток; 2 — тарелка).
По Правилам Регистра на каждом рабочем цилиндре двигателя должен быть установлен клапан, предохраняющий цилиндр от чрезмерного повышения давления газов при неисправностях топливной аппаратуры и неправильном пуске двигателя, а также при чрезмерно большой подаче топлива в цилиндр. Предохранительные клапаны выполняют пружинного типа. Клапан срабатывает, если давление в цилиндре окажется выше нормального давления вспышки на 25%. Устройство клапана ясно видно на рис. 158.
Пусковые клапаны бывают автоматические и управляемые. Последние выполняют с пневматическим или механическим приводом управления. На рис. 159 показан пусковой клапан с воздушным управлением. Стальной грибообразный клапан 14 в закрытом состоянии удерживается пружиной 11. Направляющая часть 1 штока клапана имеет диаметр, близкий к диаметру самого клапана (это обеспечивает уравновешенность клапана), и перемещается в направляющей втулке 13. Кольцевые канавки на направляющей части штока уменьшают утечку воздуха. При пуске сжатый воздух системы управления из воздухораспределителя поступает в полость над поршнем 9, в результате чего последний переместит пусковой клапан 14 вниз и пусковой воздух по каналу 2 будет поступать в рабочий цилиндр двигателя. Когда поступление воздуха в полость прекратится, пружина 11 закроет пусковой клапан. Через масленки 4, 8 и 12 к трущимся частям пускового клапана подводится смазка. Красномедные прокладки 3 и 15 обеспечивают уплотнение корпуса 10 клапана. Сальник 5 с нажимной гайкой 6 уплотняют выход штока клапана через крышку 7 клапана. Корпус и крышка клапана чугунные. Открывается пусковой клапан для тихоходных четырехтактных двигателей за 0—5°, а для быстроходных за 5—15° до в. м. т., момент закрытия соответственно 70—80 и 60—70° за в. м. т. Для двухтактного двигателя подвод пускового воздуха прекращается до открытия выпускных окон.
|