Под внешней утилизацией понимается такое использование отходящей теплоты дизельный энергетических установок, которое направлено на обеспечение судовых нужд в электроэнергии, отоплении, горячей воде, холоде и других различных потребителей, непосредственно (конструкционно или технологически) не связанных с дизельных энергетических установок.
Под внутренней утилизацией понимается использование отходящей от дизелей теплоты на удовлетворение разнообразных поностей самой дизельных энергетических установок и главным образом на повышение экономичности и мощности дизелей и связанных с ними систем и агрегатов, на улучшение их характеристик и т. д.
Внешняя утилизация позволяет повысить КПД энергетических установок до 50— 55 %. Например, по данным Научно-исследовательского института тепловых двигателей (Франция), общий коэффициент использования теплоты на ДЭС с дизелями 18РС-Ч суммарной электрической мощностью 18 000 кВт за счет внешней утилизации возрос с 40 до 78 %.
Для энергетических установок, часто работающих с малыми нагрузками и большими коэффициентами избытка воздуха, а также при необходимости регулирования мощности энергетических установок в широком диапазоне фирма «Вяртсиля» (Финляндия) рекомендует схему внешней утилизации уходящей теплоты с горелкой в утилизационных котлов для дожигания отработавших газов. Внешняя утилизация считается экономически целесообразной вне зависимости от мощности дизельный энергетических установок.
Схемы внутренней утилизации отличаются, как правило, простотой, меньшим количеством утилизационного оборудования, минимальными транспортными потерями теплоты. Самый распространенный и довольно эффективный способ применения внутренней утилизации — свободный газотурбинный наддув дизелей, который, правда, использует лишь незначительную часть энергии выпускных газов, а срабатываемый в турбине теплоперепад зависит в основном от степени расширения газов в проточной части. Значительный эффект достигается применением силовой бустерной турбины, мощность которой передается прямо коленчатого вала дизеля (рис. 8.13).
Силовая турбина может быть включена последовательно (при мощности главного двигателя до 5000 кВт) или параллельно (при мощности главного двигателя свыше 4000 кВт). Фирма «Зульцер» устанавливает силовые турбины на малооборотный дизель типа RТА, а также на среднеоборотного дизеля типа ZА-40. При нагрузке главного двигателя свыше 50 % ожидаемое снижение для серии RТА составляет 4 г/(кВт·ч) (при этом ge = 159 г/(кВт·ч) для машин RТА-84 при 35 %-ной нагрузке, что соответствует КПД дизеля 54 %).
В качестве внутренней утилизации применяются иногда подогрев дизельного топлива, нагрев свежего заряда воздуха отработавшими газами или прямая рециркуляция части отработавших газов на впуск дизеля при его работе с малыми нагрузками. Так, рециркуляция 50 % отработавших газов на выпуск дизеля 12ЧН 18/20 при его работе с нагрузкой, равной 10 % Ne, повышает ?е дизеля более чем на 11 % с одновременным уменьшением расхода воздуха почти в 2,5 раза.
В некоторых случах мощность, которую развивает силовая турбина, работающая на паре из утилизационных котлов и кинематически связанная с коленчатого вала дизеля, может достигать 17,5 % мощности самого дизеля, что позволяет экономить до 15 % топлива. В определенных схемах энергетических установок может оказаться рациональным сочетание схем внешней и внутренней утилизации отбросной теплоты дизелей (рис. 8.14).
Высокоэкономичная система утилизации разработана фирмой «Пилстик» для своих среднеоборотного дизеля в условиях ВТО до 130 °С (рис. 8.15). Она позволяет развить в утилизационный турбогенератор мощность, равную 10—12 % мощности главного двигателя. Ходовой генератор может быть переключен в режим электродвигателя, и тогда мощность утилизационный турбогенератор суммируется с мощностью главного двигателя. Между ходовым генератором и редукторной передачей к ГВ введена муфта сцепления, а между редуктором и дизелем — гибкая муфта. На малом ходу мощность утилизационный турбогенератор передается на шины и позволяет отключить часть вспомогательных дизель-генератора. Экономия в затратах на топливо, по данным фирмы, достигает 21 %. Применение cистемы глубокой утилизации теплоты с целью использования вырабатываемого пара в утилизационный турбогенератор и в турбинах, передающих мощность на ГВ, позволяет снизить gе на дизельный энергетических установок до 170 г/(кВт. ч) (по зарубежным данным).
Для повышения эффективности cистемы глубокой утилизации теплоты в будущем возможно применение в качестве рабочего тела вместо воды низкокипящей жидкости (например, фреонов-R11, -R114, флуоринолов-50, -85 и -90). Флуоринол-85 (СF3СН2ОН + Н20) имеет температуру кипения 76,1 °С и сохраняет химическую стабильность при температурах до 343 °С. Теплота парообразования при 230 °С составляет 97 кДж/кг, т. е. почти в 20 раз меньше, чем у воды. Фирма «Митсуи» (Япония) создает cистемы глубокой утилизации теплоты и утилизационный турбогенератор мощностью 500 кВт (рис. 8.16).
Прямоточный цикл позволяет достичь высокого давления, близкого к критическому (4,9 МПа), и избежать кислородной коррозии внутренней поверхности змеевиков из-за отсутствия контакта теплоносителя с атмосферой.
Основные преимущества cистемы глубокой утилизации теплоты на низкокипящих теплоносителях: расширение пара происходит в области перегретого пара, что значительно упрощает конструкцию турбины, так как устраняется эрозия лопаток; меньшие габариты турбины по сравнению с турбиной на водяном паре.
За рубежом все большее распространение находят высококипящие теплоносители (термальные жидкости), обладающие высокой температурой кипения (259—300 °С) и низкой температурой застывания (до —40 °С). Утилизационных котлов, работающие на высококипящих теплоносителях, по конструкции принципиально не отличаются от обычных паровых котлов, однако в изготовлении они дешевле, так как отсутствуют толстостенные трубки (теплопередача происходит почти при атмосферном давлении). Теплоносители — минеральные масла не вызывают коррозии металла и отложений накипи внутри труб. Такие утилизационные установки значительно проще вследствие исключения из схемы сепаратора пара, конденсатора, теплого ящика и др.; отмечено уменьшение износа цилиндровой втулки и поршневых колец, что положительно отражается на работе утилизационных котлов.
Высококипящие теплоносители можно успешно применять для утилизации теплоты продувочного воздуха (рис. 8.17). Теплоноситель нагревается первоначально в охладителе продувочного воздуха, после чего отдает теплоту в подогревателе питательной воды и затем поступает на вспомогательные потребители. На стоянке судна термальная жидкость нагревается паром от вспомогательного котла (дизель-генератора на судне отсутствуют). На ходу электроэнергия вырабатывается утилизационный турбогенератор, на стоянке — стояночным турбогенератором, работающим на насыщенном паре от ВК.
Практический интерес представляет дальнейшее исследование возможностей применения cистемы глубокой утилизации теплоты с единым теплоносителем в системе охлаждения главного двигателя к системе утилизации выпускных газов, которая по самым минимальным оценкам может обеспечить повышение КПД дизельный энергетических установок на 17—20 % (рис. 8.18).
Наиболее значительным достижением в области проектирования и постройки систем глубокой утилизации теплоты за рубежом может считаться трехступенчатая cистемы глубокой утилизации теплоты, установленная на японских балккэриерах. На судне с главного двигателя мощностью 7 МВт она не только обеспечивает электроэнергией все потребители на ходу судна с помощью утилизационный турбогенератор, но и передает избыточную мощность турбины на ГВ (рис. 8.19).
|