Главное меню

Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Утилизация отбросной теплоты Комбинированные и вспомогательные котлы
Комбинированные и вспомогательные котлы

Комбинированные котлы объединяют элементы вспомогательных котел к утилизационным котлам, что позволяет их эксплуатировать как на ходовом режиме работы, так и на стоянке судна (табл. 8.13). В настоящее время широко применяют комбинированные котлы зарубежных фирм: «Кохран», «Линдхольмен», «Сунрод», «Спаннер». Газотруб­ный котел «Кохран» является ВК смешанного типа (с общей поверхностью на­грева и комбинированной, т. е. с раздельными поверхностями нагрева).

На ряде судов используют комбинированный вертикально-водотрубный котел с естественной циркуляцией. Он разделен сплошной перегородкой на топ­ливную и утилизационную части. Перегородка приварена к пароводяному кол­лектору, который соединен трубными пучками с водяными коллекторами. Ути­лизационный пучок состоит из рядов трубок диаметром 29?2,5 мм.

Вспомогательные котлы устанавливают на теплоходах для получения насы­щенного пара, используемого потребителями различного назначения (системы теплоснабжения, подогрева груза, топлива и др.). Выбор вспомогательных котел определяется необходимыми паропроизводительностью и давлением пара. Системы горячего водоснабжения оборудуют автоматизированными водогрейными котлами типа КОАВ (табл. 8.14).

На крупных теплоходах применяют более мощные котлы типа коленча­того вала (табл. 8.15), которые имеют воздухоподогреватель, экономайзер или пароподогреватель. Котел типа КВ-1 установлен на теплоходе «Борис Бутома».

Хвостовые поверхности нагрева (экономайзер, газовый воздухоподогреватель) позволили снизить температуру уходящих газов до 145—150 СС и повысить КПД котла до 95 %. У модернизированного котла КВ 1-1 имеется вертикальный паро­подогреватель, экономайзер и внутриколлекторный подогреватель воды сняты. Для танкеров типа «Победа» создан вспомогательных котел типа КВ-2, предназначенный для образования слабоперегретого пара, а также выполняющий функции генератора инертных газов (Dк = 25 т/ч, рк = 1,75 МПа, tп.п = 225 °С, tг. в = 195 °С, tп.в = 40 °С, ?к = 84 %, ?рг = 2,3 кПа, масса вспомогательных котел сухого ~55 т, с водой ~60 т, габариты 4750?6300?8300 мм).

Для обеспечения паром хозяйственно-бытовых нужд судов всех классов разработаны котлы типа КВВА паропроизводительностью от 1 до 12 т/ч (кроме КВВА 12/28, который выдает слабоперегретый пар). Эти котлы полностью заме­няются автоматизированными вспомогательными типа КВА (табл. 8.16) (DK = 1,6?16 т/ч).

Управление котлами полностью автоматизировано в диапазоне нагрузок от 0 до 100 % и не требует постоянной вахты. Некоторые суда оборудованы огнетруб­ными паровыми котлами марок КОВ-2, КОВ-4, КОВ-11 (котел огнетрубный вер­тикальный). Если эти котлы снабжены средствами автоматики, им присваивается марка КОВА-8, КОВА-11. Котлы КВС-30/ПА (вертикальные, трехбарабанные, водотрубные с естественной циркуляцией) отличаются по конструкции от кот­лов КВВА в основном наличием двух водяных барабанов.

Котлы зарубежной постройки весьма разнообразны по конструкции. К ним относятся: двухбарабанные и однобарабанные водотрубные, однопроточные «Роуэн», «Ваходаг», «Вагнер», большинство из которых имеют хвостовые поверх­ности нагрева и оборудуются автоматизированными форсунками типа «Монарх» либо центробежными форсунками типа «Сааке» или «Ваходаг»; вертикальные огнетрубные цилиндрические котлы типов «Кохран», «Линдхольмен», «Сунрод», «Крупп» и др.; горизонтальные огнетрубные котлы типов «Стимблок», «Паксман», «Спаннер», «Чифтейн»; вертикальные огнетрубно-водотрубные котлы типов «Флеминг», «Альборг», «Кларксон», «Хеншел», УХ, которые обычно снабжаются механическими форсунками типа «Монарх»; котлы с принудительной циркуля­цией типов «Ла Монт» (ВНР), «Клейтон», «Стоун» (США). Показатели вспомогательных котлов типа VХ (ПНР) приведены в табл. 8.17.

Котлы типа VХ-525 устанавливаются на судах типа «Профессор Щеголев» для учебных целей (меньшего размера). Это цилиндрические, вертикальные огнетрубно-водотрубные котлы со сферической топкой, без хвостовых поверх­ностей нагрева (рис. 8.31, а).

Паропроизводительность этих котлов (0,6?2,5)?103 кг/ч, а КПД составляет 75—79 %. Фирма «Раума-Репола» (Финляндия) выпускает вспомогательных котлов типа UNEX NA (рис. 8.31, б) паропроизводительностыо от 1100 до 5500 кг/ч, ?к = 0,85, рк = 0,7?1,6 МПа (табл. 8.18).

Совместная работа утилизационных котлов и вспомогательных котлов осуществлена на танкерах типа «Ленинакан». Как правило, в качестве паросборника утилизационных котлов используется В. Совместная работа утилизационных котлов и вспомогательных котлов с паросепаратором применена на отечественных танкерах типа «Зоя Космодемьянская» как исключение.