Комбинированные котлы объединяют элементы вспомогательных котел к утилизационным котлам, что позволяет их эксплуатировать как на ходовом режиме работы, так и на стоянке судна (табл. 8.13).
В настоящее время широко применяют комбинированные котлы зарубежных фирм: «Кохран», «Линдхольмен», «Сунрод», «Спаннер». Газотрубный котел «Кохран» является ВК смешанного типа (с общей поверхностью нагрева и комбинированной, т. е. с раздельными поверхностями нагрева).
На ряде судов используют комбинированный вертикально-водотрубный котел с естественной циркуляцией. Он разделен сплошной перегородкой на топливную и утилизационную части. Перегородка приварена к пароводяному коллектору, который соединен трубными пучками с водяными коллекторами. Утилизационный пучок состоит из рядов трубок диаметром 29?2,5 мм.
Вспомогательные котлы устанавливают на теплоходах для получения насыщенного пара, используемого потребителями различного назначения (системы теплоснабжения, подогрева груза, топлива и др.). Выбор вспомогательных котел определяется необходимыми паропроизводительностью и давлением пара. Системы горячего водоснабжения оборудуют автоматизированными водогрейными котлами типа КОАВ (табл. 8.14).
На крупных теплоходах применяют более мощные котлы типа коленчатого вала (табл. 8.15), которые имеют воздухоподогреватель, экономайзер или пароподогреватель. Котел типа КВ-1 установлен на теплоходе «Борис Бутома».
Хвостовые поверхности нагрева (экономайзер, газовый воздухоподогреватель) позволили снизить температуру уходящих газов до 145—150 СС и повысить КПД котла до 95 %. У модернизированного котла КВ 1-1 имеется вертикальный пароподогреватель, экономайзер и внутриколлекторный подогреватель воды сняты. Для танкеров типа «Победа» создан вспомогательных котел типа КВ-2, предназначенный для образования слабоперегретого пара, а также выполняющий функции генератора инертных газов (Dк = 25 т/ч, рк = 1,75 МПа, tп.п = 225 °С, tг. в = 195 °С, tп.в = 40 °С, ?к = 84 %, ?рг = 2,3 кПа, масса вспомогательных котел сухого ~55 т, с водой ~60 т, габариты 4750?6300?8300 мм).
Для обеспечения паром хозяйственно-бытовых нужд судов всех классов разработаны котлы типа КВВА паропроизводительностью от 1 до 12 т/ч (кроме КВВА 12/28, который выдает слабоперегретый пар). Эти котлы полностью заменяются автоматизированными вспомогательными типа КВА (табл. 8.16) (DK = 1,6?16 т/ч).
Управление котлами полностью автоматизировано в диапазоне нагрузок от 0 до 100 % и не требует постоянной вахты. Некоторые суда оборудованы огнетрубными паровыми котлами марок КОВ-2, КОВ-4, КОВ-11 (котел огнетрубный вертикальный). Если эти котлы снабжены средствами автоматики, им присваивается марка КОВА-8, КОВА-11. Котлы КВС-30/ПА (вертикальные, трехбарабанные, водотрубные с естественной циркуляцией) отличаются по конструкции от котлов КВВА в основном наличием двух водяных барабанов.
Котлы зарубежной постройки весьма разнообразны по конструкции. К ним относятся: двухбарабанные и однобарабанные водотрубные, однопроточные «Роуэн», «Ваходаг», «Вагнер», большинство из которых имеют хвостовые поверхности нагрева и оборудуются автоматизированными форсунками типа «Монарх» либо центробежными форсунками типа «Сааке» или «Ваходаг»; вертикальные огнетрубные цилиндрические котлы типов «Кохран», «Линдхольмен», «Сунрод», «Крупп» и др.; горизонтальные огнетрубные котлы типов «Стимблок», «Паксман», «Спаннер», «Чифтейн»; вертикальные огнетрубно-водотрубные котлы типов «Флеминг», «Альборг», «Кларксон», «Хеншел», УХ, которые обычно снабжаются механическими форсунками типа «Монарх»; котлы с принудительной циркуляцией типов «Ла Монт» (ВНР), «Клейтон», «Стоун» (США). Показатели вспомогательных котлов типа VХ (ПНР) приведены в табл. 8.17.
Котлы типа VХ-525 устанавливаются на судах типа «Профессор Щеголев» для учебных целей (меньшего размера). Это цилиндрические, вертикальные огнетрубно-водотрубные котлы со сферической топкой, без хвостовых поверхностей нагрева (рис. 8.31, а).
Паропроизводительность этих котлов (0,6?2,5)?103 кг/ч, а КПД составляет 75—79 %. Фирма «Раума-Репола» (Финляндия) выпускает вспомогательных котлов типа UNEX NA (рис. 8.31, б) паропроизводительностыо от 1100 до 5500 кг/ч, ?к = 0,85, рк = 0,7?1,6 МПа (табл. 8.18).
Совместная работа утилизационных котлов и вспомогательных котлов осуществлена на танкерах типа «Ленинакан». Как правило, в качестве паросборника утилизационных котлов используется В. Совместная работа утилизационных котлов и вспомогательных котлов с паросепаратором применена на отечественных танкерах типа «Зоя Космодемьянская» как исключение.
|