Для перекачки топлива на судне предусматривают не менее двух топливоперекачивающих насосов (один должен иметь ручной привод с такой производительностью, чтобы продолжительность заполнения цистерны наибольшего объема составляла не более 1 ч) (табл. 5.5).
В общем случае производительность насоса, м3/ч,
где V — объем жидкости, которую необходимо перекачивать на номинальном режиме работы установки, м3; i — число одновременно действующих насосов; ? — время, в течение которого необходимо перекачивать заданный объем, ч; К1 — коэффициент запаса производительности, равный 1,15—1,18; Gгд— расход топлива на главного двигателя, кг/ч; ? 2 = 1?2 ч; ? — плотность топлива, кг/м3.
Мощность электродвигателя насоса, кВт
где H — спецификационное давление, МПа; ? — общий КПД насоса; K2 — коэффициент запаса мощности, равный 1,1—1,5 (с увеличением мощности уменьшается).
Давление, развиваемое топливоперекачивающим насосом, принимается от 0,25 до 0,50 МПа в зависимости от условий его работы. Производительность насосов тяжелого топлива, м3/ч, Q = 0,0035Nе гд + 14, где Nе гд — мощность главного двигателя, кВт. Коэффициент рабочего времени насосов колеблется в пределах 0,083— 0,167. Величина Q должна быть достаточной для перекачки суточного расхода топлива за 1,5 ч. Как правило, производительность судовых топливоподкачивающих насосов к главного двигателя не превышает 10—13 м3/ч.
Топливоперекачивающие и топливоподкачивающие насосы бывают винтовые или шестеренные (табл. 5.6).
Шестеренные насосы просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Они выпускаются производительностью 0,2—200 м3/ч при давлении до 3,5 МПа с частотой вращения примерно 1500—3000 об/мин; КПД насосов составляет 0,5—0,7. Недостаток — пульсирующая подача, относительно высокий шум (до 100 дБ).
Винтовые насосы выпускаются производительностью до 1000 м®/ч с давлением до 25 МПа, КПД доходит до 0,85. Недостаток их — сложность и высокая стоимость изготовления. Современные винтовые насосы делятся на три основные группы: с циклоидальным зацеплением, с геликоидальным зацеплением (негерметичные) и героторные (одновинтовые) или насосы «Моно».
Топливоперекачивающие насосы типа «Моно» (рис. 5.20) применяют на современных ролкерах с двумя среднеоборотными дизелями.
Винтовые насосы с циклоидальным зацеплением — трехвинтовые, являются наиболее распространенными на флоте. Их достоинства: высокий КПД (до 85 %), умеренные масса и габариты, отсутствие пульсации расхода, хорошая всасывающая способность, отсутствие вибрации и шума. Недостатки: повышенная чувствительность к чистоте перекачиваемого топлива, высокая стоимость. Основными поставщиками винтовых насосов с циклоидальным зацеплением за рубежом являются фирмы IМО (Швеция), «Хамварти» (Англия), «Хуттуин» (Нидерланды), предприятия ВНР.
Винтовые геликоидальные насосы отличаются отсутствием соприкосновения между винтами с прямоугольной или трапецеидальной нарезкой. Вращение от ведущего вала к ведомому передается с помощью редуктора. Эти насосы отличаются усиленными протечками по длине винта при повышении давления нагнетания до 3,5—4,0 МПа, их КПД составляет 75—80 %. Наличие редуктора увеличивает массу и габариты насоса.
|