Топливо на судне хранится в корпусных цистернах, примыкающих к наружной обшивке.
Эти цистерны могут быть днищевыми, бортовыми и поперечными. Поперечные цистерны называются диптанками. Объем отстойных топливных цистерн можно относить к объему цистерн запаса. Нельзя размещать весь запас топлива только в днищевых цистернах двойного дна, так как днищевая часть обшивки корпуса судна в наибольшей степени подвержена повреждениям, в связи с чем часть запаса топлива в количестве не менее суточного расхода должна размещаться в цистернах вне двойного дна.
Цистерны запаса топлива включают: наполнительные и приемные трубы с арматурой, воздушно-переливные трубы, устройства для измерения уровня топлива, устройства для обогрева, горловины и внутренние трапы для доступа людей в цистерны.
Наполнительные трубы располагают в верхней части цистерн, чтобы топливо стекало по стенкам, не вызывая вспенивания. Приемные трубы доходят до нижней части цистерн, чтобы остатки топлива в цистерне при выкачке были минимальными. На нижних концах приемных труб устанавливают съемные сетки. Во многих случаях предусматривают использование приемных труб для наполнения цистерн. На каждой наполнительной или приемной трубе устанавливают разобщительный клапан снаружи цистерны.
Воздушные трубы цистерн запаса топлива (рис. 5.17) обычно выполняют роль переливных труб, сечение которых должно исключать прессование цистерн при их наполнении. (При наполнении гравитационным способом суммарная площадь сечения должна быть не менее площади сечения наполнительной трубы, а при заполнении насосами не менее 1,25 площади сечения наполнительной трубы.) Выходные концы воздушных труб обычно выполняют в виде колена с обращенным вниз или сбоку отверстием. На них устанавливают пламепрерыватели и автоматически действующие запорные устройства поплавкового типа, предупреждающие попадание забортной воды в цистерны.
Объем расходных цистерн тяжелого топлива составляет 65—70 % суточного расхода топлива, расходных цистерн дизельного топлива — 20—25 % суточного расхода главного двигателя и дизель-генератора, цистерн отходов сепарации — 5—10 % суточного расхода топлива, цистерн сбора утечек — 3—5 % общего суточного расхода топлива. Отходы сепарации сжигаются либо во ВК, либо в инсинераторе.
Цистерны предварительного отстоя должны быть хорошо изолированы с использованием двух или трех комплектов паровых нагревательных элементов с фланцевыми подсоединениями для обеспечения быстрого достижения температуры 70— 80°. В машинном отделении рекомендуется иметь две отстойные цистерны или одну цистерну с двумя отсеками с размерами каждого отсека, обеспечивающими нагрев и осаждение топлива минимум в течение 24 ч (без внешних помех).
Система дистанционного измерения уровня в цистернах фирмы «Контрам Танклевел» (Финляндия) основана на том, что если в трубку, находящуюся в цистерне, подается небольшое количество воздуха, то давление в трубке поднимается до значения, равного гидростатическому давлению жидкости в нижней оконечности трубки. Избыточный воздух медленно удаляется из жидкости в виде пузырьков. Гидростатическое давление определяется произведением плотности жидкости на высоту столба от уровня поверхности жидкости до нижней оконечности трубки (рис. 5.18). Во время измерения количество воздуха, подаваемого в измерительную трубку, поддерживается постоянным при помощи регулятора расхода во избежание влияния колебаний уровня жидкости на точность измерения.
Поплавковый клапан располагают непосредственно на цистерне или во всяком случае выше максимального уровня жидкости между трубкой-датчиком и сигнальной трубкой. Он предназначен для предотвращения попадания жидкости из цистерны в сигнальную трубку в случае прекращения подачи воздуха по какой либо причине и превышения уровня жидкости в цистерне или в переливной трубке. Технические характеристики системы измерения уровня: диапазон измерения давления 0,01—0,25 МПа, точность измерения ±1 % полной шкалы, длина шкалы 260 мм, максимальное давление подаваемого воздуха 0,35 МПа, расход воздуха 12 л/ч, вибрация не влияет в диапазоне 0— 50 Гц, температура окружающей среды от —20 до +55 °С.
Измеритель уровня типа С-150 МС/MR фирмы «Аукситрол» (рис. 5.19) позволяет измерять уровень в жидкостях (смазочном масле, топливе, морской или пресной воде и др.) разных физических характеристик и даже в таких очень вязких продуктах, как битум. Аппарат выполнен в виде двух частей: А — механизм указателя Ст050МС или МR и В — модулятор расхода Ст100М (колпачок измерительный). Воздух должен быть очищен от воды и масла, при необходимости устанавливаются фильтр и сепаратор.
Обогрев топливных цистерн осуществляется с помощью паровых или водяных змеевиков; все чаще применяют местный обогрев методом размыва (горячеструйный обогрев) — циркуляция топлива по замкнутому контуру через мощный подогреватель (ПТК-20В или ПТ К-10В). Змеевики обогрева выполняют обычно из стальных труб и размещают в нижней части цистерн. Давление греющего пара 0,4—0,5 МПа (но не более 0,7 МПа). При положительных температурах застывания топлива необходимо предусматривать плоские змеевики по всему днищу цистерн, при отрицательных можно ограничиваться устройством змеевиков местного подогрева в районе расположения приемных труб. Обогрев цистерн методом горячего размыва дает возможность значительно уменьшить количество обогревающих змеевиков в цистернах.
Бункеровка обычно осуществляется не судовыми средствами. Топливоперекачивающие насосы обеспечивают только перекачку топлива с судна на другие объекты или служат в случае необходимости для выравнивания крена и дифферента. Станции приема топлива располагают на верхней палубе с обоих бортов, причем «на крупнотоннажных судах выделяются специальные помещения (см. рис. 5.11).
Прием топлива на судно производят через фильтр грубой очистки (во многих случаях переносной). Объем цистерн перелива топлива определяется интенсивностью приемки топлива (не менее 10 % расчетной) и производительностью топливоперекачивающего насоса (не менее 10-минутной). Переливная цистерна, как правило, снабжается автоматической сигнализацией, которая должна срабатывать при заполнении ее более чем на 75 %. Интенсивность приемки: 100 м3/ч при емкости топливных цистерн до 600 м3, 250 м3/ч при емкости 600—1200 м3, 400 м3/ч при емкости более 1200 м3.
|