Универсальных присадок, улучшающих в одинаковой степени различные эксплуатационные свойства топлив всех групп, не существует.
В качестве депрессорных присадок, понижающих температуру застывания топлива, используются отечественные и зарубежные: для дизельного топлива — «Парадин-20», «Парадин-25», для котельного топлива — «Парадин-70», для мазута и других остаточных топлив — А110Х, А504Х, А804Х. Эти присадки выпускаются в растворе толуола -и вводятся в концентрации 0,02—0,1 %, что снижает температуру застывания топлива на 20—30 °С, причем улучшается фильтруемость топлива при температуре ниже температуры помутнения.
Чтобы предотвратить образование в топливе кристаллов льда из воды при низких температурах, применяют спирты, гликоли, амины, формамиды и их производные, которые растворяют воду и образуют с ней смеси, замерзающие при низкой температуре. Поверхностно-активные присадки образуют защитную оболочку на частицах льда, что препятствует их объединению друг с другом. Эти присадки выполняют одновременно функции моющих присадок — смывают отложения в системах топливоподачи.
К присадкам, улучшающим воспламеняемость дизельных топлив, относятся: алкилнитраты RCH2ОNО2, RCH2OHO, перекисные соединения RCH2OOH, альдегиды RCHO, кетоны RCOR и др. Добавление нитратов, например циклогексилнитрата, в количестве 1,2—1,5 % к бензину, позволяет использовать бензин в дизелях.
Повышение цетанового числа топлива на 15—20 единиц достигается добавкой 1,5—2 % присадки. Присадки снижают стабильность топлива при хранении, при этом цетановое число топлива уменьшается. (цетановое число за 6 мес. хранения снижается на одну- две единицы.)
Присадки для повышения полноты сгорания улучшают сгорание тяжелых сортов топлив, что уменьшает отложения в дизеле, уменьшает загрязнение окружающей среды. Качество распыливания металлосодержащих присадок (таких, как нафтенаты и сульфонаты меди, магния и цинка и др.) для тяжелых топлив можно улучшить добавкой мыла на бариевой и кальциевой основе, снижающей поверхностное натяжение.
Отечественные многофункциональные присадки ВНИИНП-101, ВНИИНП-111 рекомендуются для дизельного топлива с содержанием серы более 0,5 %; ВНИИНП-101 добавляют также к сернистым тяжелым топливам. Недостаток этих присадок — склонность к выпадению в осадок при длительном хранении, в связи с чем их приходится вводить непосредственно на судне, что связано с определенными трудностями.
Антиокислительные и диспергирующие присадки к дизельным и тяжелым сортам топлив добавляются в качестве составной части многофункциональных стабилизирующих присадок. Такие присадки содержат деактиваторы металлов и диспергенты. Например, зарубежная присадка — антиокислитель для дизельных топлив «Ethyl-703» или «Dy Понт Фоа-3» (США) — смесь органических аминов.
Для стабилизации топлив и предотвращения образования в них осадков при хранении и применении используют стабилизаторы (диспергенты) — различные зольные присадки (нефтяные сульфонаты различных металлов, прежде всего бария) и беззольные (полярные полимеры и алкиламины). Полярные полимеры добавляют в концентрации 0,005—0,010 %. Наряду со способностью предотвращать образование осадков, полимеры устраняют несовместимость топлив и зависание игл распылителей форсунок, возникающее в результате образования в них лаков и осадков при высоких температурах» Основные виды антиокислителей: 24М6В, 26ВЧМ, БАФ, ПОДФА, ФДА, УСА — угольная смола, ДСА — древесная смола, ?-нафтол.
Противокоррозионные присадки применяются с целью нейтрализации коррозионного действия на топливную аппаратуру сернистых топлив при повышенных температурах и предотвращения образования агрессивных продуктов окисления углеводородов и сернистых соединений — аминов, аминосульфидов и полимерных диспергентов.
В качестве присадок для борьбы с ванадиевой коррозией используются гидроокись магния Мg(ОН)2 и гидроокись алюминия Аl(ОН)3 в виде коллоидной дисперсии в масле. В топливо, содержащее 0,0002 % ванадия и менее, присадки, как правило, не добавляют.
Присадка ПМАМ-у, улучшающая термоокислительную устойчивость дизельных топлив, помогает избежать образования лаков, углеродистых отложений, нагаров различной степени карбонизации (обогащения углеродом) игл и распылителей форсунок, деталей ЦПГ, температура которых достигает 200—250 °С.
|