Плотность — масса топлива, содержащаяся в единице объема, г/см3.
Плотность измеряют с помощью денсиметров (ареометров), гидростатических весов и пикнометров. Для сравнения топлив различных сортов их приводят к температуре 20 °С, принятой за стандартную ?20 = ?t + ? (t — 20), где ?t — плотность, определенная при температуре испытаний; ? — коэффициент, показывающий изменение плотности при изменении температуры на 1 °С (табл. 5.3).
У дизельных топлив плотность находится в пределах 0,83— 0,89 г/см3, у тяжелых достигает 0,99 г/см3. Градусы плотности АРI, принятые в США, связаны с единицами плотности метрической системы СИ, кг/дм3, соотношением: АРI = 141,5/?15.5 °C — 131,5.
Вязкость топлива оценивается коэффициентом кинематической вязкости, который показывает величину внутреннего трения частиц жидкости, возникающего при их взаимном перемещении, определяется с помощью U-образных вискозиметров по формуле ?к = с? (с — постоянная вискозиметра, ? — время перетекания жидкости через капилляр) и выражается в мм2/с (сантистоксах — сСт). Стокс (1 Ст — 10-4 м2/с) выражает вязкость жидкости, плотность которой равна 1 г/см3. Единица вязкости 1 Ст показывает сопротивление, равное силе в 1 дину (1 дина = 10-5 Н) и возникающее при взаимном перемещении двух слоев жидкости площадью 1 см2, находящихся на расстоянии 1 см один от другого и перемещающихся относительно друг друга со скоростью 1 см/с. В отечественной практике вязкость принято измерять в градусах условной шкалы (°ВУ) или равнозначных им градусах Энглера (°Е), представляющих собой отношение времени истечения в стандартных условиях 200 мл испытуемого продукта при температуре испытания через калиброванное отверстие диаметром 2,8 мм к времени истечения такого же объема дистиллированной воды при температуре 20 °С. За рубежом вязкость оценивается в секундах Редвуда (с R1 при 100° F) или Сейболта (SU). Связь между различными единицами определяется выражениями: ?к = 7,41 °ВУ при ?к ? 75 мм2/с; ?к = 0,22SU — 180/SU: ?к = 0,216SU при SU ? 285 с; ?к = 0,2471R1 при R1 ? 75 с; ?к = 7,4° Е при Е ? 10°.
При перекачивании температура топлив должна быть не менее чем на 15—20 °С выше температуры застывания. Надежная работа топливной аппаратуры при использовании высоковязких топлив обеспечивается путем их подогрева для достижения вязкости в пределах 10—25 мм2/с (2—3,7 °ВУ). Номограмма зависимости вязкости топлива от температуры подогрева показана на рис. 5.6.
Испаряемость топлива, как и вязкость, оказывает большое влияние на интенсивность процесса смесеобразования. Испаряемость качественно характеризуется фракционным составом. Так, с увеличением на 60 % содержания в топливе бензиновых и керосиновых фракций значение рz повышается на 12 %, а gе — снижается на 10 %.
Температура вспышки — температура, при которой пары топлива, нагреваемого в строго определенных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении пламени. Температура вспышки определяет его пожарную безопасность (Регистр СССР допускает использование на судах топлив, температура вспышки которых не ниже 65 °С).
Цетановое число выражает содержание в процентах по объему цетана в смеси его с ?-метилнафталином, эквивалентной по воспламеняемости данному топливу при испытании на стандартной установке в стандартных условиях. Цетановое число дизельного топлива равно 40—60 ед., тяжелого топлива 30—50 ед. цетановое число характеризует период задержки самовоспламенения топлива: чем выше цетановое число, тем меньше период задержки самовоспламенения (рис. 5.7)
Температура помутнения — максимальная температура, при которой в топливе появляется фазовая неоднородность, топливо начинает мутнеть вследствие выделения микроскопических капелек воды, микрокристаллов льда или углеводородов.
Температура застывания — температура, при которой топливо в стандартных условиях теряет подвижность (в наклоненной пробирке под углом 45° уровень топлива остается неподвижным в течение 1 мин).
Механические примеси — это твердые вещества органического и неорганического происхождения, находящиеся в топливе в виде осадка или во взвешенном состоянии. Содержание механических примесей измеряется в процентах по массе и может доходить до 0,3—0,5 %.
Теплота сгорания топлив зависит от их химического состава и определяется с помощью калориметрической установки. В отечественной практике в расчетах используют значение низшей теплоты сгорания, не учитывающей теплоты конденсации. Связь между плотностью топлива и его теплотой сгорания выражается так: Qнр = 50 400 — 8,6?20 кДж/кг, где ?20 — плотность топлива при 20 °С, кг/м3. Эта эмпирическая зависимость носит приближенный характер и пригодна лишь для стандартных моторных топлив. В энергетике используют понятие условного топлива, имеющего Qуслр = 29 300 кДж/кг (7000 ккал/кг). Пересчет расходов топлива при изменении Qнр производят согласно зависимости Bусл /B = Qнр / Qуслр сл, где В — расход топлива, имеющего теплоту сгорания Qнр, Вусл — условный расход топлива при Qуслр
Содержание воды в топливе приводит к образованию эмульсии, которая в тяжелых сернистых топливах носит стабильный характер и плохо поддается сепарации. Вода в топливе обычно содержится в виде взвеси или эмульсии и выпадает вместе с образующимся шламом в осадок на дно цистерны, что приводит к возникновению коррозии внутренних поверхностей цистерн и размещенных в них подогревателей. Повышенное содержание воды в топливе ухудшает процесс сгорания в цилиндре, уменьшая его теплоту сгорания. Однако содержание воды в виде водотопливной эмульсии на основе дизельных топлив (около 15—17 %) снижает удельный расход топлива на 4—7 %, при этом уменьшается сажеобразование, исключается закоксовывание форсунок. При снижении нагрузки эффект от применения эмульгированного водой топлива уменьшается.
Коксуемостью называется содержание углеродистого осадка (нагара), в процентах по массе, образующегося после сжигания в стандартном приборе. Дистиллятные топлива имеют коксуемость до 0,1 %, моторные до 3—4 %, тяжелые — до 10— 14 %.
Зольность — содержание несгораемого остатка, в процентах по массе, образующегося при сжигании испытуемого топлива и прокаливании твердого осадка до постоянной массы. Предельные значения содержания золы для моторных топлив 0,08 %, для дизельных 0,02 %, для тяжелых топлив — до 0,3 %. Присутствующие в золе отдельных сортов тяжелых топлив соединения окислов ванадия (V2O5) и солей натрия (Nа2SO4, NаСl) являются наиболее агрессивными составляющими — они приводят к «горячей» коррозии деталей ЦПГ, ТК и выпускных клапанов. Эти составляющие обладают низкой температурой плавления (~600 °С) и при попадании на металлические поверхности с температурой выше 550—600 °С прилипают к ним, вызывая закоксовывание клапанов, растрескивание их седел и прогорание поля клапана и седла.
Для ослабления отрицательных последствий необходимо уменьшить как содержание натрия (промывкой топлива водой), так и температуру седел клапанов (охлаждением водой части седла) до значений ниже критических значений температур плавления солей ванадия и натрия. Для изготовления седел выпускных клапанов можно подобрать материал, хорошо сопротивляющийся коррозии, а в топливо добавлять соли магния, повышающие температуру плавления зольных элементов, и специальные присадки.
Требуемая обработка топлива назначается в соответствии с той зоной графика Na—V (рис. 5.8), которой соответствует содержание этих элементов в топливе. Зона А — нормальная очистка центрифугой — сепаратором (с водяным сборником), зона В — одноразовая промывка без добавления присадок, зона С—двухразовая промывка без добавления присадок, зона О — нормальная очистка центрифугой — сепаратором с добавлением антиванадиевой присадки, зона Е — одноразовая промывка с добавлением антиванадиевой присадки, зона F — двухразовая промывка с добавлением антиванадиевой присадки, зона G — обработка на месте после выяснения процентного содержания натрия и ванадия.
Содержание серы в топливе способствует конденсации водяных паров продуктов сгорания, если их температура близка к точке росы. Сера топлива обычно сгорает с образованием сернистого ангидрида, который затем превращается в серный. Конденсация чистых водяных паров, находящихся в газах, возможна при температуре 46—65 °С, а при наличии SО3 — при температуре 100—120 °С. Так образуются сернистая и серная кислоты, которые сильно окисляют детали дизелей. На рис. 5.9 показана зависимость температуры конденсации серной кислоты от содержания серы в топливе.
Фактическими смолами называют сложные продукты окисления, полимеризации и конденсации углеводородов, содержащиеся в топливе и образующиеся в нем в условиях испытания. Содержание фактических смол выражают в миллиграммах на 100 мл топлива; оно определяется выпариванием испытуемого топлива в струе горячего воздуха или водяного пара с последующим взвешиванием образовавшихся смол.
Кислотность топлива оценивает содержание в топливе органических кислот, выражается в миллиграммах КОН, потребного для нейтрализации органических кислот, содержащихся в 100 мл.
|