В настоящее время практически все судовые компрессоры автоматизированы по процессам пуска, останова и аварийной защиты.
Аварийная защита судовых компрессоров осуществляется по предельно допустимому давлению рабочей среды на всех ступенях сжатия и предельно допустимой ее температуре, по температуре и расходу охлаждающей воды, а также по давлению и температуре смазочного масла. Система автоматического управления судовых компрессоров строится на контактных и бесконтактных логических элементах с магнитными усилителями и на полупроводниковых элементах.
В последние годы в система автоматического управления используется микроэлектроника. В состав система автоматического управления входят три основных элемента: датчики, система логики и исполнительные механизмы. Датчики давления и температуры устанавливаются непосредственно на компрессоре. Они подают электрический сигнал в систему логики, которая выдает команду исполнительным механизмам и является основным звеном система автоматического управления. К исполнительным механизмам относятся предохранительные устройства компрессора, размещаемые на нем, или специальные устройства, располагаемые в электрических цепях. Получив сигнал от системы логики, исполнительные механизмы должны немедленно сработать и выдать соответствующий сигнал. Датчики температуры воздуха отрегулированы на 215—220 °С, температуры смазочного масла — на 90 °С, охлаждающей воды — на 40—45 °С и предельного давления масла — на 0,5—0,6 МПа.
В компрессорной установке теплохода «Новомиргород» (рис. 4.9) отсутствует подкачивающий насос, в нормальном режиме работает один компрессор, второй находится в резерве и включается автоматически при падении давления в системе ниже допустимых пределов.
Автоматическое включение главного компрессора происходит при падении давления воздуха в баллонах до 2,2 МПа, а остановка компрессора — при достижении давления воздуха 3 МПа в обоих баллонах (давление измеряется контактным манометром). Если при работе одного компрессора давление в баллонах падает до 1,9 МПа, автоматически включается второй компрессор. Одновременно при пуске срабатывает реле. Импульс от реле направляется к трехходовому соленоидному клапану (или 52), который закрывается, прекращая подачу свежего сжатого воздуха к разгрузочному клапану К. При этом разгрузочный клапан закрывается, а компрессор начинает работать на полную производительность.
Предусмотрены сигнализация и защита по давлению охлаждающей воды в компрессорах, давлению смазочного масла, повышенному давлению воздуха (свыше 3,07 МПа) и повышению температуры охлаждающей воды свыше 70 °С. Для удаления влаги и паров из воздуха в системе, и сборниках ступеней компрессоров предусмотрены автоматические клапаны типа «Сарко», которые отличаются простотой и содержат один пластинчатый подвижный элемент (рис. 4.10). При движении сухого воздуха через клапан его пластина занимает верхнее (рис. 4.10, а) или среднее (рис. 4.10, б), положения, при скоплении влаги пластина клапана займет нижнее рис. 4.10. положение.
|