Системы подразделяются на объединенные и автономные (в зависимости от связи систем охлаждения главного двигателя и дизель-генератора).
Объединенными системами охлаждения оборудовано 80 % морских судов. На ходу судна эти системы обеспечиваются водой от главного насоса (основного или резервного), при стоянке в порту — от стояночного (портового) меньшей производительности. Опреснительные и рефрижераторные установки, как правило, имеют автономные насосы охлаждения (это не всегда оправдано).
Автономные системы охлаждения главного двигателя и дизель-генератора применяют в энергетических установок с среднеоборотного дизеля, так как в них обычно устанавливаются валогенераторы, обеспечивающие судно электроэнергией на ходу. Применение автономных систем целесообразно в энергетических установок с малооборотный дизель при наличии утилизационного турбогенератора, полностью снабжающих судно электроэнергией в море. Основные преимущества объединенных систем: меньшее число насосов, подверженных интенсивному износу, снижение расхода энергии благодаря применению насосов .большой производительности с высоким КПД, простая комплектация систем.
Ориентировочный удельный расход забортной воды на энергетических установок е учетом потребности на компрессоры, на охлаждение подшипников линии вала и другие нужды составляет 50—75 дм3/(кВт·ч).
Напор центробежных насосов не превышает 0,20—0,25 МПа. Для энергетических установок с двумя среднеоборотного дизеля рекомендуется также объединенная система охлаждения (рис. 7.1).
Конденсатор утилизационного турбогенератора включают в единую систему забортной воды и в соответствующей системе охладителей устанавливают первым. Обязательно предусматривается рециркуляция забортной воды о автоматическим регулированием температуры.
|