Для процессов и объектов регулирования температуры (пресной воды, масла, топлива, продувочного воздуха, забортной воды) в дизелях характерны следующие особенности:
большая инерционность объектов и измерителей, физическая сложность теплообмена; зависимость распределения потоков охлаждающей жидкости от гидродинамических характеристик системы охлаждения и регулирующего органа. На теплообмен и, следовательно, на работу терморегуляторов оказывает влияние большое число факторов: состояние и степень загрязненности поверхностей, конструкционные показатели дизеля и теплообменнных аппаратов, состояние и режим работы дизеля, состояние и плотность регулирующего органа (клапана), а также внешние условия и прежде всего температура забортной воды.
Как показывает опыт, температурный режим в системах охлаждения отражается на технико-экономических показателях работы дизеля. Например, при полной нагрузке увеличение температуры охлаждающей воды мало изменяет ge, тогда как на частичных нагрузках обнаруживается зона оптимальной температуры, при которой величина ge минимальна. Повышение температуры охлаждающей воды до определенных пределов уменьшает износ ЦПГ. Верхний предел повышения температуры определяется условиями обеспечения безопасной работы дизеля, а именно-отсутствием паровых мешков в водяной полости дизеля и местных перегревов. Регулирование температуры масла осуществляется посредством изменения потоков в контуре забортной воды при установке чувствительного элемента температуры на входе масла в дизель.
Для регулирования температуры охлаждающей воды применяют регуляторы статического типа непрямого или прямого действия с изменяемым (настраиваемым) параметром регулирования. Конструкция терморегуляторов должна предусматривать возможность ручного управления регулирующим органом. Терморегуляторы должны выдерживать вибрационные и ударные нагрузки, быть надежными в эксплуатации с ресурсом работы не менее 10 000 ч.
Системы автоматического регулирования температуры охлаждающей воды и терморегуляторы должны удовлетворять следующим технико-эксплуатационным требованиям:
— поддержание температуры воды на выходе из дизеля должно осуществляться с неравномерностью не более 1—2 °С;
— нечувствительность системы автоматического регулирования температуры должна быть не более 1 °С;
— заброс регулируемой температуры в переходных режимах при изменении нагрузки от 100 % до холостого хода не должен превышать 6 °С;
— время переходного процесса при полном сбросе или набросе нагрузки должно быть не более 20 мин для главного двигателя и 10 мин для вспомогательного дизеля;
— поддержание главного двигателя в прогретом состоянии должно обеспечиваться за счет теплоты работающих дизель-генератора;
— системы автоматического регулирования температуры контура охлаждения цилиндров должна предусматривать обслуживание и вспомогательного дизеля;
—при утилизации теплоты измерительный элемент терморегулятора охлаждения цилиндров должен устанавливаться перед вакуумным испарителем.
|