Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Охладители судовых дизельных установок Опреснительные установки с использованием теплоты охлаждающей воды дизелей
Опреснительные установки с использованием теплоты охлаждающей воды дизелей

Наиболее распространенными на судах являются опреснитель­ные установки кипящего типа и адиабатные. Опреснитель­ные установки с испари­телями кипящего типа работают при постоянном давлении. В испарителе испаряется 20—50 % поступающей морской воды за счет подвода теплоты охлаждающей воды главного двигателя. Остальная часть морской воды, называемая рассолом, удаляется за борт рассоль­ным насосом. Пар поступает в конденсатор, где образуется ди­стиллят, откачиваемый насосом. К этому типу опреснителей от­носятся отечественные серии Д (табл. 7.13) и опреснитель­ные установки иностранных фирм «Атлас», «Вейер», «Баклей и Тейлор», «Нирекс», «Кларк» и др. В табл. 7.14 приведены характеристики отечественных опреснитель­ные установки с паровым обогревом серии П (в них используется пар от утилизационных котлов, что неэкономично при использовании утилизационный турбогенератор).

Опреснитель­ные установки с адиабатным испарителем включает подогреватель заборт­ной воды, испаритель, конденсатор и насосы: циркуляционный, забортной воды и дистиллята. Испарение забортной воды проис­ходит в испарителе за счет резкого понижения давления в усло­виях адиабатного процесса (без подвода теплоты). Преимущества опреснителей с адиабатным испарением: меньшее накипеобразование на поверхности нагрева и более высокое качество дистил­лята.

Опреснительные установки с адиабатными испарителями под­разделяются на проточные, в которых вся неиспарившаяся в ис­парительной камере морская вода удаляется рассольным насо­сом за борт, и циркуляционные, в которых неиспарившаяся мор­ская вода из камеры испарения циркуляционным насосом вновь подается в подогреватель.

В установках с адиабатными проточными испарителями 98— 99 % нагретой забортной воды удаляется за борт, удельный рас­ход теплоты в этих установках значителен (6700—9500 кДж/кг на траулерах типа «Тропик» и «Атлантик»). В установках с адиа­батными циркуляционными испарителями удельный расход теп­лоты в 2,5—3,5 раза меньше, чем в установках с проточными испарителями.

Опреснители с испарителями кипящего типа чаще исполь­зуются в установках небольшой производительности (до 20 т/сут), с адиабатными испарителями — в крупных энергетических установок. Однако адиабат­ные опреснители требуют больших затрат мощности на привод циркуляционного насоса из-за высокой кратности циркуляции.

Иногда на крупных пассажирских и промысловых судах при­меняют многоступенчатые адиабатные опреснители, имеющие вы­сокий коэффициент использования теплоты. Каждый из опресни­телей этих типов может работать как с избыточным давлением 0,13—0,18 МПа, так и под глубоким вакуумом 7—9 кПа. Испари­тели с избыточным давлением более просты, им не нужны эжек­торы для поддержания вакуума и рассольный насос. Однако вслед­ствие интенсивного накипеобразования резко снижается про­изводительность испарителей с избыточным давлением, необхо­дима частая трудоемкая очистка греющих элементов испарите­лей от накипи (через каждые 200—400 ч).

В вакуумных испарителях интенсивность накипеобразования на поверхности нагрева значительно меньше. Образующаяся карбонатная накипь в отличие от сульфатной (в установках с избыточным давлением) легко удаляется, и эти установки могут работать в течение 2000—4000 ч без вскрытия для очистки от на­кипи.

В табл. 7.15 представлены технико-экономические характери­стики опреснитель­ной установки типа АFGU фирмы «Атлас» (Дания). Опреснитель­ная установка типа WY (ПНР), установленные на многих отечественных судах, имеют харак­теристики, приведенные в табл. 7.16.


Утилизационные опреснитель­ные установки изго­товляются также фирмами «Кэйрд энд Рэйнер» (Англия), «Шталь» (Швеция), «Дженерал Электрик» (США) и др.