Наиболее распространенными на судах являются опреснительные установки кипящего типа и адиабатные.
Опреснительные установки с испарителями кипящего типа работают при постоянном давлении. В испарителе испаряется 20—50 % поступающей морской воды за счет подвода теплоты охлаждающей воды главного двигателя. Остальная часть морской воды, называемая рассолом, удаляется за борт рассольным насосом. Пар поступает в конденсатор, где образуется дистиллят, откачиваемый насосом. К этому типу опреснителей относятся отечественные серии Д (табл. 7.13) и опреснительные установки иностранных фирм «Атлас», «Вейер», «Баклей и Тейлор», «Нирекс», «Кларк» и др. В табл. 7.14 приведены характеристики отечественных опреснительные установки с паровым обогревом серии П (в них используется пар от утилизационных котлов, что неэкономично при использовании утилизационный турбогенератор).
Опреснительные установки с адиабатным испарителем включает подогреватель забортной воды, испаритель, конденсатор и насосы: циркуляционный, забортной воды и дистиллята. Испарение забортной воды происходит в испарителе за счет резкого понижения давления в условиях адиабатного процесса (без подвода теплоты). Преимущества опреснителей с адиабатным испарением: меньшее накипеобразование на поверхности нагрева и более высокое качество дистиллята.
Опреснительные установки с адиабатными испарителями подразделяются на проточные, в которых вся неиспарившаяся в испарительной камере морская вода удаляется рассольным насосом за борт, и циркуляционные, в которых неиспарившаяся морская вода из камеры испарения циркуляционным насосом вновь подается в подогреватель.
В установках с адиабатными проточными испарителями 98— 99 % нагретой забортной воды удаляется за борт, удельный расход теплоты в этих установках значителен (6700—9500 кДж/кг на траулерах типа «Тропик» и «Атлантик»). В установках с адиабатными циркуляционными испарителями удельный расход теплоты в 2,5—3,5 раза меньше, чем в установках с проточными испарителями.
Опреснители с испарителями кипящего типа чаще используются в установках небольшой производительности (до 20 т/сут), с адиабатными испарителями — в крупных энергетических установок. Однако адиабатные опреснители требуют больших затрат мощности на привод циркуляционного насоса из-за высокой кратности циркуляции.
Иногда на крупных пассажирских и промысловых судах применяют многоступенчатые адиабатные опреснители, имеющие высокий коэффициент использования теплоты. Каждый из опреснителей этих типов может работать как с избыточным давлением 0,13—0,18 МПа, так и под глубоким вакуумом 7—9 кПа. Испарители с избыточным давлением более просты, им не нужны эжекторы для поддержания вакуума и рассольный насос. Однако вследствие интенсивного накипеобразования резко снижается производительность испарителей с избыточным давлением, необходима частая трудоемкая очистка греющих элементов испарителей от накипи (через каждые 200—400 ч).
В вакуумных испарителях интенсивность накипеобразования на поверхности нагрева значительно меньше. Образующаяся карбонатная накипь в отличие от сульфатной (в установках с избыточным давлением) легко удаляется, и эти установки могут работать в течение 2000—4000 ч без вскрытия для очистки от накипи.
В табл. 7.15 представлены технико-экономические характеристики опреснительной установки типа АFGU фирмы «Атлас» (Дания). Опреснительная установка типа WY (ПНР), установленные на многих отечественных судах, имеют характеристики, приведенные в табл. 7.16.
Утилизационные опреснительные установки изготовляются также фирмами «Кэйрд энд Рэйнер» (Англия), «Шталь» (Швеция), «Дженерал Электрик» (США) и др.
|