Коэффициентом быстроходности насоса называют пs, соответствующую режиму максимального КПД (оптимальному режиму).
При перекачивании вязких жидкостей (топливо, масло) напор и подача в оптимальном режиме снижаются вследствие увеличения потерь на трение в проточной части, а мощность возрастает.
Иногда в системах охлаждения вспомогательных двигателей используются вихревые насосы (рис. 7.5).
Рабочее колесо вращается с угловой скоростью 1900—2800 об/мин. Вихревой насос, как и простой центробежный, не обладает способностью к «сухому» всасыванию (вода в корпус насоса заливается через специальный кран, или приемная полость насоса сообщается с заполненным водой трубопроводом). В кольцевом канале жидкость движется по винтовым траекториям. Корпуса и крышки корпусов центробежных насосов изготовляют из чугуна, рабочие колеса — из бронзы или нержавеющей стали.
Технические характеристики вертикальных одноступенчатых центробежных насосов типов WOCIII (см. табл. 7.2), WZB (табл. 7.4) со встроенной ступенью водокольцевого насоса обеспечивают насосу свойства «сухого» всасывания.
Чтобы заполнить водокольцевой насос водой и удалить из корпуса насоса воздух, предусмотрена пробка с краном, соединенная трубками и каналом с соответствующими полостями насоса.
Насосный агрегат состоит из центробежной ступени, водокольцевого насоса, фонаря и электродвигателя. Максимально допустимая температура перекачиваемой воды 60 °С, высота всасывания у всех типов насосов 0,07 МПа (7 м вод. ст.). На рис. 7.6 показан продольный разрез насоса консольного типа (тип К, ГОСТ 22247—76Е).
Насосы типа К — горизонтальные, одноступенчатые с колесом одностороннего входа и осевым подводом жидкости — используются для подачи жидкостей с температурой до 105 °С. На рис. 7.7 показаны характеристики центробежных насосов (К — насос консольного типа, М — моноблочный, цифра в числителе — подача в м3/ч, в знаменателе — напор в м вод. ст.).
По заданным значениям подачи и напора на них находят точку заданного режима, а по месту расположения этой точки определяют марку насоса, мощность и частоту вращения.
|