Кожухотрубные водомасляные и водо-водяные охладители изготовляются следующих типов:
А — с охлаждающим элементом из круглых гладких труб; Б — с охлаждающим элементом из круглых труб, оребренных поперечно-винтовой накаткой, лентой, кольцевыми ребрами или общими пластинами (используются только как водомасляные); В — с охлаждающим элементом из плоских труб, имеющих турбулизирующие вставки или профильные выштамповки, при течении масла внутри трубы. В охладителях типов А и Б охлаждающая вода циркулирует внутри труб, а в охладителях В — в межтрубном пространстве.
Характеристики кожухотрубных охладителей масла и воды для судовых дизелей приведены в табл. 6.26, 6.27.
Предельно допускаемые скорости морской воды для труб из цветных металлов и сплавов следующие: из мельхиора марки МНЖМц30-1-1 —не более 3 м/с, МНЖ5-1—не более 2 м/с; из латуни марки ЛО70-1 — не более 1,2 м/с, меди марки МЗС — не более 0,9 м/с. Средняя скорость охлаждающей воды должна быть не менее 0,5 м/с. Наружный диаметр труб: гладких 6—16 мм, оребренных 15—30 мм с шагом оребрения 1,5—3 мм и высотой оребрения 2—10 мм. Охладители подвергают периодическим гидравлическим испытаниям.
Переборки внутри охладителя, поддерживаемые трубками, увеличивают жесткость и прочность конструкции. Достоинство охладителей с прямыми трубками — возможность легкой очистки от загрязнений механическим путем с последующей продувкой и промывкой трубок. Однако наличие «плавающей» доски (для компенсации линейного удлинения трубок при нагревании) затрудняет эксплуатацию охладителей. В последнее время на некоторых охладителях вместо сальникового уплотнения ставят диафрагму или плавающую внутреннюю крышку. Известна также конструкция с n-образными трубками, которая отличается надежностью и герметичностью. Трубки могут деформироваться совершенно свободно, но высокая начальная стоимость и трудность очистки ограничивают их применение.
Во время эксплуатации постепенно у всех маслоохладителей полость со стороны масла загрязняется смолистыми продуктами разложения. Для их очистки в основном используют химические способы (поверхностно-активные моющие препараты). Во избежание попадания забортной воды в масло или пресную воду давление охлаждаемой жидкости поддерживают более высоким, чем давление охлаждающей забортной воды. На выходе забортной воды из охладителя иногда устанавливают специальный маслоуказатель (для сигнализации пропуска масла).
Характеристики отечественных кожухотрубных водомасляных охладителей унифицированной конструкции, предназначенных для работы при давлении рабочих сред до 980 кПа и температуре до 115°С, приведены в табл. 6.27. Кожухотрубные охладители отличаются высокой надежностью, простотой изготовления, эксплуатации и ремонта.
|