Судовые двигатели

Методы анализа моторных масел

Эти методы не требуют специального оборудования и применяются в процессе эксплуа­тации судовой дизельной установки (табл. 6.17). Портативная судовая лаборатория со­стоит из следующих приспособлений и реактивов: тигля для пробы масла» стеклянной палочки, штатива для капельных проб, фильт­ровальной бумаги для капельных проб, капельницы с индика­тором кислотности (pH), мерного цилиндра, реактива для опре­деления воды в масле» термометра, прибора для определения топ­лива в масле.

Специальные исследования масел сводятся к следующему:

— изучению стойких эмульсий в масляных системах;

— применению инфракрасного спектрофотометра для опре­деления окисления в масляных системах вследствие непосред­ственного загрязнения частично сгоревшим в цилиндрах маслом;

— предотвращению преждевременной забивки сеток фильт­ров или самих масляных фильтров (волокна, отделившиеся от щеток и ветоши, с помощью которой проводится очистка, часто образуют плотный слой на экранах масляных фильтров, где затем накапливаются вода и продукты окисления, и этот слой начинает выглядеть как консистентная смазка);

— изучению коррозии водяных труб системы охлаждения, приводящей к утечке воды в масляную систему.

Часто проблемы исследования масел связаны с кавитационной эрозией, вызванной высокой скоростью воды или наличием воз­душных пузырьков, приводящих к коррозии. Обработка охлаждаю­щей воды с помощью ингибитора фирмы «Мобил» может ослабить или совсем устранить подобные явления.

Аппаратура контроля STM, используемая на судах, позво­ляет контролировать важные параметры: маслоразжижение, кис­лотность, загрязнение. Кислотность проверяется по цвету инди­катора, помещенного в водный раствор: при pH до 4 индикатор принимает желтый цвет, при pH от 5 до 6 — зеленый, а при pH свыше 7 — пурпурный. Разжижение проверяется методом «падающих шариков». Загрязнения измеряются при помощи метода «масляного пятна» (по цвету пятна и сравнением с эталоном шкалы Мюнселла).