Эти методы не требуют специального оборудования и применяются в процессе эксплуатации судовой дизельной установки (табл. 6.17). Портативная судовая лаборатория состоит из следующих приспособлений и реактивов: тигля для пробы масла» стеклянной палочки, штатива для капельных проб, фильтровальной бумаги для капельных проб, капельницы с индикатором кислотности (pH), мерного цилиндра, реактива для определения воды в масле» термометра, прибора для определения топлива в масле.
Специальные исследования масел сводятся к следующему:
— изучению стойких эмульсий в масляных системах;
— применению инфракрасного спектрофотометра для определения окисления в масляных системах вследствие непосредственного загрязнения частично сгоревшим в цилиндрах маслом;
— предотвращению преждевременной забивки сеток фильтров или самих масляных фильтров (волокна, отделившиеся от щеток и ветоши, с помощью которой проводится очистка, часто образуют плотный слой на экранах масляных фильтров, где затем накапливаются вода и продукты окисления, и этот слой начинает выглядеть как консистентная смазка);
— изучению коррозии водяных труб системы охлаждения, приводящей к утечке воды в масляную систему.
Часто проблемы исследования масел связаны с кавитационной эрозией, вызванной высокой скоростью воды или наличием воздушных пузырьков, приводящих к коррозии. Обработка охлаждающей воды с помощью ингибитора фирмы «Мобил» может ослабить или совсем устранить подобные явления.
Аппаратура контроля STM, используемая на судах, позволяет контролировать важные параметры: маслоразжижение, кислотность, загрязнение. Кислотность проверяется по цвету индикатора, помещенного в водный раствор: при pH до 4 индикатор принимает желтый цвет, при pH от 5 до 6 — зеленый, а при pH свыше 7 — пурпурный. Разжижение проверяется методом «падающих шариков». Загрязнения измеряются при помощи метода «масляного пятна» (по цвету пятна и сравнением с эталоном шкалы Мюнселла).
|