Моющие и диспергирующие свойства циркуляционных масел необходимы для удаления загрязняющих примесей (остаточных продуктов сгорания и продуктов окисления) и сохранения их в тонко диспергированной форме при равномерном распределении в масле с тем, чтобы воспрепятствовать коагуляции или осаждению частиц с последующим образованием отложений внутри дизеля.
Источники загрязнений циркуляционного масла: остаточные продукты сгорания; продукты износа деталей; пыль различного типа, попадающая снаружи через вентиляционные трубы; вода и топливо; продукты окисления (окислы образуются в самом циркуляционном масле). Процесс окисления значительно ускоряется в присутствии определенных металлов, действующих как катализаторы.
Количество остаточных продуктов сгорания, проникающих в циркуляционное масло, зависит от полноты сгорания и эффективности уплотнения между камерой сгорания и картером. В малооборотным дизелем дренажное масло, вытекающее из продувочного ресивера и из сальника штока, содержит остаточные продукты сгорания и воду из продувочного воздуха, в связи с чем это масло необходимо направлять в отходы и не использовать повторно.
Вода — наиболее распространенный источник загрязнения масла. Соленая вода может попасть через неплотности в маслоохладителе, пресная вода — в результате утечки через сальники телескопических труб, утечек из охлаждающей системы пресной воды и в результате конденсации. При неудовлетворительной системе вентиляции картера дизеля с дренажным маслом в масляную отстойную цистерну может проникнуть большая часть водяных паров. Значительное количество конденсата удаляется из вентиляционных трубопроводов, если последние оборудованы ловушками воды (рис. 6.1). Это более эффективный метод, чем стенание воды вместе с маслом в отстойную цистерну и последующее ее удаление сепарированием.
Вода в масле при образовании эмульсии представляет собой серьезную опасность, так как стойкая водомасляная эмульсия не разрушается при сепарировании. В данном случае эмульсия может быть разрушена посредством перекачки масла в отстойную цистерну, где при соприкосновении с нагревательными змеевиками, имеющими температуру наружных стенок 105—110 °С, вода вскипает и впоследствии вновь конденсируется. Таким образом, капли воды увеличивают свой размер и отделяются более легко.
Присутствие воды в масле способствует возникновению коррозии вследствие благоприятных условий для роста различного типа бактерий, дрожжей и плесени. Эти организмы не могут существовать без воды. Бактерии истощают присадки и производят коррозионные вещества типа сульфидов.
Топливо в масле окисляет его значительно быстрее с образованием органических кислот и отложений. Наиболее опасным является разбавление масла газойлем или дизельным топливом, в результате чего снижается вязкость смазочного масла. Это приводит к разрушению подшипников и даже к взрывам в картерах из-за повышения температуры подшипников вала и воспламенения масляных паров.
Температура вспышки — это температура, при которой масло воспламеняется мгновенно при наличии небольшого пламени. Она равна 200 °С или выше. Наличие воды может понизить температуру вспышки.
Щелочность — способность нейтрализации кислот, выражается обычно общим базовым числом (ТBN или ТБН). Щелочное число измеряется в мг КОН на 1 г масла. Щелочное число цилиндровых масел обычно находится в пределах от 40 до 100 мг КОН/г, наиболее распространенная величина — около 70 мг КОН/г. Такие масла обеспечивают нормальную работу на топливах с содержанием серы от 2 до 3,5 %. Для малооборотным дизелем, работающих на топливах с высоким содержанием серы (до 4 % й более), целесообразно применение масел со щелочным числом около 100 мг КОН/г.
Все моющие дизельные масла обладают щелочностью, создаваемой за счет присадок, которые обеспечивают нейтрализацию серных кислот, образовавшихся в процессе сжигания топлива. Зная тип топливной присадки и значение оставшегося общего щелочного числа в отработавшем масле, можно произвести оценку способность масла с точки зрения функционирования его в будущем в качестве моющего средства (экспергирующего и нейтрализующего кислоты).
Необходимо регулярно производить анализ проб масла на кислотность (не менее одного раза в три месяца отправлять на берег для анализа). При анализе отработавшего масла определяются следующие свойства:
— плотность;
— температура воспламенения (минимальная температура, при которой масло выделяет горючие пары), характеризует наличие топлива в масле;
— вязкость (повышается по мере окисления, а также при наличии воды или тяжелых составляющих масла; понижается от возможного попадания дизельного топлива);
— общее кислотное число (ТАН) (указывает на содержание органических и неорганических кислот в масле);
— число сильных кислот (САН) [свидетельствует о наличии неорганических (сильных) кислот в масле (серная кислота из камеры сгорания или хлорная из морской воды]; с увеличением САН масло становится разъедающим, особенно при наличии воды, увеличение кислотности приводит к интенсивному коррозионному износу подшипников;
— щелочность (ТБН).
Выявляют также содержание воды по массе, коксуемость по Конрадсону, содержание золы и твердых отложений (нерастворяющихся в масле частиц). Содержание воды и топлива в масле лимитировано значениями 0,5 и 2 % . Содержание воздуха в масле достигает 7—12 % по объему и может вызвать повышенное пенообразование. Воздушная эмульсия (масло имеет беловатый вид) или сильное поверхностное пенообразование чаше всего получается при наличии негерметичных точек на всасывающей стороне насоса, по которым воздух попадает в масло. Воздух в масле препятствует образованию гидродинамического клина в подшипниках и способствует ускоренному старению и окислению масла.
Загрязняющие твердые примеси (песок или пыль различного типа) усиливают абразивный износ масла. Они попадают через воздухозаборные трубы и вентиляционные отверстия цистерн, когда судно находится в зоне, где происходят песчаные бури. Иногда пескоструйная очистка корпуса в доках может служить причиной загрязнения картерного масла на новых судах. Единственным надежным способом удаления песка в этом случае является тщательная промывка системы смазочного масла.
На интенсивность загрязненности циркуляционного масла примесями размером 3 мкм и более влияют тип и мощность энергетических установок (рис. 6.2).
Наибольшее количество механических примесей размером 3 мкм и более образуется в маслах дизелей тронкового типа. В зольной части загрязнений циркуляционного масла содержание соединений Fе достигает 10 % Si — 0,1 % , Аl — 3 % , Са — 3 %, V — 0,05% и Nа— 3%. Органическая (углеродистая часть загрязнения составляет 83—97 % общего количества механических примесей. Установлено также, что 85—90 % углеродистых частиц имеют диаметр 1—10 мкм; им свойственна высокая степень дисперсности. Наибольшую опасность для трущихся поверхностей представляют частицы размером 5—12 мкм, так как толщины масляной гидродинамической пленки в узлах трения не превышают 15 % исходного монтажного зазора и находятся в пределах 4—9 мкм. В связи с этим попадание между трущимися поверхностями частиц диаметром более 5—7 мкм может привести к задирам рабочих поверхностей.
В настоящее время экономически выгодным является удаление из масла воды до следов, а механических примесей — до частиц размером 5 мкм (неорганических) и 7 мкм (органических).
Магнитная окись железа, свинец, медь и железная окалина в присутствии воды вредны как катализаторы окисления масла (рис. 6.3).
Комбинация меди, свинца, железа и алюминия оказывает наиболее сильное каталитическое воздействие. В связи с этим никогда не следует допускать проникновения в циркуляционное масло дренажного масла из ресивера продувочного воздуха, так как оно включает многие из этих загрязняющих элементов.
Диспергирование загрязняющих примесей (в основном сажи) на очень мелкие частицы — важная характеристика масла. Мелкие частицы сажи размером 1 мкм обволакиваются маслом под воздействием диспергирующих присадок, не осаждаются на деталях дизеля и не образуют осадка в цистернах. Они могут быть оставлены в масле, что снижает нагрузку на фильтры и центрифуги. В отработавших маслах типа «Мобилгард-324» приблизительно 55 % частиц имеют размеры менее 0,05 мкм и 45 % частиц имеют размеры 0,05—0,10 мкм. В масле «Мобилгард-300» у 90 % частиц размер равен меньше 1 мкм, а у 10 % составляет 1—40 мкм и лишь у незначительного количества частиц — 40 мкм и более.
Для повышения антифрикционных свойств масла весьма эффективна диспергация масла в поле ультразвуковых колебаний. Генератор ультразвуковых колебаний может включаться в масляную систему дизеля совместно с фильтрами или без них в зависимости от условий работы и конструкции системы.
|