Системами вентиляции должны быть оборудованы все машинные отделения морских судов.
Вентиляция машинных отделений должна обеспечивать достаточный приток воздуха, необходимый для обслуживания и работы механизмов и котлов в наиболее тяжелых (штормовых) условиях, удаление воздуха из нижних частей машинного отделения, а также из мест под настилом, где возможно скопление газов, которые тяжелее воздуха. Туннели трубопроводов в междудонном пространстве должны иметь искусственную вытяжную вентиляцию. Туннели валопроводов также должны иметь вентиляцию.
Средняя условная запыленность воздуха в местах эксплуатации главного двигателя составляет 0,5—2 мг/м3, для вспомогательным дизелем — 1,5—4 мг/м3. В выпускных газах дизелей содержатся опасные для жизни человека вредные примеси (табл. 2.16).
Минимально необходимая подача в машинном отделении приточного воздуха вентиляторами определяется из условия отвода избыточной теплоты, излучаемой работающими механизмами при наибольшей температуре наружного воздуха (из расчета повышения температуры приточного воздуха в машинном отделении не более чем на 5 °С). Количество воздуха, подводимого на 1 м длины рабочих площадок, составляет 500—1100 м3/(м-ч) в зависимости от интенсивности тепловыделения. Для вентиляции машинного отделения применяют центробежные и осевые электровентиляторы с давлением нагнетания 1200—2200 Па.
Закрытые помещения и грузовые трюмы, предназначенные для перевозки автотранспорта и подвижной техники с топливом в баках, оборудуются независимой искусственной вытяжной вентиляцией, обеспечивающей десятикратный обмен воздуха за 1 ч на паромах и пассажирских судах и шестикратный обмен воздуха за 1 ч на всех прочих судах. Приборы, контролирующие производительность и работу вентиляторов, устанавливаются в рулевой рубке. Например, в системах вентиляции ролкеров типа «Смоленск» воздух подается вентиляторами с верхней палубы в носовую часть машинного отделения (рис. 2.10). Система включает четыре вентилятора производительностью Q = 70 000 м3/ч каждый, проходное суммарное сечение воздухоподающих патрубков составляет 12,8 м2; два вытяжных вентилятора находятся в кормовой части машинного отделения. Недостатком этой системы вентиляции является подача воздуха в главного двигателя с кормовой части машинного отделения, где температура воздуха уже на 8—9 °С выше, чем температура свежего поступающего воздуха в носовой части машинного отделения, что уменьшает количество поступающего в цилиндры воздуха и снижает эффективность работы главного двигателя. Более рациональна система, обеспечивающая непосредственную подачу свежего воздуха в главного двигателя из объемов машинного отделения, расположенных как можно ближе к всасывающим фильтрам вентиляторов главного двигателя.
Помещения центрального пульта управления и механических мастерских современных судов имеют самостоятельную систему полного кондиционирования воздуха. Свежий воздух в центрального пульта управления подается при условии отвода избыточной теплоты (работа электрических устройств, освещение, присутствие людей — тепловыделение одного человека при температуре воздуха порядка 20 °С составляет около 350 кДж/ч).
Ледоколы и суда ледового плавания оборудуются системами подогрева воздуха на органических теплоносителях (термальное масло: «Термо-15», «Термо-32», «Термо-100»). Органический теплоноситель (в отличие от воды) не замерзает, так как обладает низкой температурой застывания (—54 °С для «Термо-15»), может нагреваться при атмосферном давлении до температуры 200— 300 °С и перекачиваться при температурах до —35 °С, не вызывает коррозии трубопроводов, имеет широкий диапазон рабочих температур. Следует отметить его высокую эффективность и хорошую надежность (ледоколы типа «Капитан Сорокин», теплоходы типа «Норильск»).
|