Расположение главного двигателя и вспомогательного оборудования.
При расположении главного двигателя в машинном отделении желателен короткий валопровод с главным упорным подшипником, а также достаточные площади вокруг главного двигателя для размещения наиболее крупных его деталей при ремонте. Сверху над дизелем должно быть оставлено пространство для извлечения при помощи подъемных устройств поршней со штоками или шатунами.
Главного двигателя и ВМ размещаются в машинном отделении таким образом, чтобы с постов их обслуживания обеспечивались свободные проходы к выходным путям шириной не менее 0,6 м. Ширина трапов на выходных путях и ширина дверей должна быть также не менее 0,6 м.
Каждое машинное отделение должно иметь не менее двух выходных путей, расположенных в противоположных концах машинное отделение, на палубу и к спасательным средствам (лифты не рассматриваются как выходные пути). Вспомогательное оборудование следует устанавливать как можно ближе к обслуживаемому главного двигателя и поблизости от других агрегатов, связанных общим рабочим телом и обслуживающих этот же главного двигателя. Последовательность размещения взаимосвязанных механизмов может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Между механизмами необходимо пространство для возможности их обслуживания.
Трубопроводы должны проходить в трех взаимно перпендикулярных направлениях: параллельно диаметральной плоскости судна, перпендикулярной к ней и перпендикулярной к основной плоскости, причем необходимо предусматривать достаточные пространства для монтажа и обслуживания.
Механизмы, требующие постоянного наблюдения во время работы, следует размещать вблизи поста управления. Механизмы, являющиеся источниками шума и вибрации, необходимо устанавливать на элементах корпуса судна, имеющих повышенную жесткость, или подкреплять эти механизмы дополнительными конструкционными элементами. Такие механизмы необходимо амортизировать и экранировать их от постов, где длительное время находится обслуживающий персонал.
При выборе места установки любых ВМ необходимо учитывать: возможность их обслуживания минимальным количеством людей (особенно при низкой степени автоматизации энергетических установок); какой агрегат обслуживают ВМ и от функционирования какого агрегата зависит их работа, с какой стороны и на какой высоте к ВМ подводят рабочее тело, а также каков источник энергии.
На многих судах большая часть топливных цистерн расположена в носовой части машинного отделения, что в некоторой степени определяет место установки оборудования, обслуживающего топливную систему (перекачивающих насосов, сепараторов, фильтров, подкачивающих насосов и др.).
Наиболее распространенное размещение центрального пульта управления на платформе над вспомогательным дизелем с увеличением использования объема машинного отделения, однако, затрудняет возможность повышения уровня механизации грузовых операций при ремонте дизель-генератор. Расположение центрального пульта управления на платформе в непосредственной близости к главным и вспомогательным механизмам обеспечивает хорошее наблюдение за их работой и облегчает принятие экстренных мер в случае аварийной обстановки. Обычно в центрального пульта управления судовых энергетических установок все схемы представляют собой типовые пульты и щиты.
Главный распределительный щит располагают на платформе в плоскости, перпендикулярной к диаметральной, как правило, по возможности ближе к источникам тока (при наличии центрального пульта управления расположение ГРЩ в центрального пульта управления обязательно). Аварийную электростанцию размещают в отдельном помещении, расположенном выше линии предельного аварийного погружения судна и имеющем отдельный выход на открытую палубу.
Важнейшими факторами, влияющими на расположение механизмов в машинном отделении, являются состав и тип судовой электростанции (количество и марка дизель-генератор, наличие УТГ и место их установки, расположение и вид распределительных щитов). В машинном отделе дизель-генератор целесообразно устанавливать на амортизаторах параллельно диаметральной плоскости, так как они являются источниками вибрации и шума. Если дизель-генератор устанавливают на платформах, то они имеют специальные подкрепления. Для уменьшения влияния шума на обслуживающий персонал дизель-генератор целесообразно огораживать экраном или специальными шумоизолирующими выгородками (выгородки, однако, уменьшают пространство для обслуживания и ремонта энергетических установок). С внедрением систем дистанционного управления в центрального пульта управления место расположения дизель-генератор с точки зрения шумности становится не столь важным.
Место установки вспомогательные генераторы зависит от способа отбора мощности: непосредственно от главного двигателя (в носу или в корме), от редуктора или от линии гребного вала. В основном вспомогательные генераторы устанавливают над настилом машинного отделения в кормовой части с одной стороны (а иногда с обеих сторон) от линии вала. УТГ устанавливается, как правило, на платформе вблизи вспомогательного или утилизационного котлов, от которых он питается (в шахте машинного отделения на пути газовыпускного трубопровода). Когда мощность генераторов становится соизмеримой с мощностью главного двигателя, электростанция может быть вынесена в отдельное шумоизолированное помещение — вспомогательное машинное отделении.
Вспомогательные котлы, устанавливаемые в одном помещении с дизелями, в районе топочного устройства должны быть ограждены металлической выгородкой или иметь другие устройства, предохраняющие машинное отделение от воздействия пламени в случае его выброса из топочного устройства.
|