Выбор типа главного двигателя (малооборотный дизель или среднеоборотный дизель) производится с учетом назначения судна и условий размещения главного двигателя в машинном отделении.
Использование среднеоборотный дизель более рационально на судах с ограниченной высотой машинное отделение, где дополнительно по условиям эксплуатации надо обеспечить распределение мощности энергетических установок для различных потребителей. Следует отметить, что затраты на обслуживание энергетических установок с среднеоборотный дизель со временем значительно увеличиваются, тогда как у энергетических установок с малооборотным дизелем стабилизируются или постепенно снижаются. Энергетических установок с малооборотный дизель по затратам на техническое обслуживание становятся более рентабельными в эксплуатации, чем энергетических установок с среднеоборотный дизель.
По эксплуатационным показателям предпочтительнее малооборотный дизель с небольшим числом цилиндров большой цилиндровой мощности 1900—3000 кВт, а также ДРУ с среднеоборотный дизель цилиндровой мощностью 1100—1400 кВт. Для установок с малооборотным дизелем применяется традиционный непосредственный привод винта фиксированного шага, а для энергетических установок с среднеоборотный дизель, как правило, — винта регулируемого шага и вспомогательные генераторы. Комплексные показатели ремонтопригодности, характеризуемые среднегодовыми затратами труда и средств, приходящимися на единицу технической работы судна, в энергетических установок с среднеоборотный дизель в полтора-два раза выше, чем у энергетических установок с малооборотным дизелем.
Суда оборудуются дизель-генератор исходя из потребности в электроэнергии на стоянке с выполнением грузовых операций и на ходу при работе вентиляции трюмов. Преимущественно применяют дизель-генератор мощностью 600, 800, 1000, 1600 кВт. В энергетических установок потребность в электроэнергии на ходу может быть полностью обеспечена УТГ мощностью 800, 1000, 1600 кВт. В энергетических установок с среднеоборотный дизель на судах с горизонтальной грузообработкой среднего тоннажа (до 12 тыс. кВт) в качестве основного источника электроэнергии на ходу целесообразно использовать вспомогательные генераторы с приводом от редуктора. Трудозатраты на ТО дизеля в основном зависят от числа цилиндров в нем.
|