Система смазки — это совокупность устройств, обеспечивающих бесперебойную и достаточную подачу масла ко всем частям машины, подлежащим смазке.
Различают индивидуальную смазку, когда каждая смазываемая точка обслуживается отдельно, и централизованную смазку, когда один смазочный прибор подает смазку ко всем точкам одновременно. Ручными масленками и шприцами смазываются лишь немногие части машины, которые не требуют постоянной подачи масла. Для индивидуальной периодической смазки густой смазкой (например солидолом) применяют колпачковые масленки.
К приборам, индивидуальной непрерывной смазки относятся масленки фитильные (фиг. 49, а) и игольчатые (фиг. 49, б). Действие фитильной масленки ясно из чертежа. Фитиль изготовляется из шерстяных ниток. В игольчатой масленке внутри стеклянного сосуда, закрытого крышкой, проходит трубка 4 с отверстиями 7 для прохода масла; сетка 6 служит для фильтрации масла. Внутри трубки находится стержень 5, который нижним концом может закрыть отверстие для прохода масла. Стержень отжимается вниз пружиной 3. Открывается и закрывается отверстие для прохода масла головкой 1. Когда головка поставлена прямо (как показано на рисунке), отверстие открыто; когда головка повернута горизонтально, отверстие закрыто. Величина подъема стержня и подачи смазки регулируется гайкой 2, поднимая которую увеличивают подъем клапана. Смотровое окно 8 позволяет следить за подачей масла.
Рассмотренные масленки бывают также многоточечными — групповыми; при этом облегчается наблюдение за работой приборов смазки.
Основным недостатком указанной системы смазки является отсутствие зависимости интенсивности смазки от режима работы машины и скорости движения ее частей. Этот недостаток в основном устраняется при применении кольцевой и цепочной смазки. В последнем случае цепочки 1 (фиг. 50) надевают на шейку вала в подшипнике так, чтобы они опускались в масляный резервуар 2 и при вращении увлекали за собой масло. По такому же принципу работает и кольцевая смазка.
Центробежная смазка применяется в местах, где невозможно установить масленки. Здесь масло поступает по просверленным отверстиям (фиг. 51) и под действием центробежной силы выходит по каналам, смазывая трущиеся поверхности.
При внутренней смазке прибегают к непрерывной смазке под давлением. Для этого пользуются чаще всего механическим лубрикатором.
Механический лубрикатор (фиг. 52) представляет собой цилиндр 7 с плунжером 6, соединенным с винтом 4, который может поворачиваться червячным колесом 3. Так как плунжер имеет штифт, не позволяющий плунжеру поворачиваться то при повороте винта плунжер только поднимается или опускается. Червячное колесо 3 приводится от червяка 1, па валу которого насажено храповое колесо 10. Рычаг 8 соединен с одной из движущихся (возвратно-поступательно) частей машины. Храповое колесо 10 и собачка 9 при каждом качании рычага 8 поворачивают храповик, а вместе с ним червяк, червячное колесо и винт, заставляя плунжер опускаться и выдавливать масло из цилиндра через штуцер и трехходовой кран. Для заполнения цилиндра маслом его соединяют с резервуаром 5 и одновременно разъединяют винт 4 с червячным колесом; затем, поворачивая винт рукояткой 2, поднимают плунжер. Заправленный таким образом лубрикатор готов к дальнейшей работе. Механический лубрикатор может быть многоплунжерным.
Централизованную смазку под давлением рассмотрим на фиг. 47. Масло поступает через трубку 5, масляные каналы 6, 7 и 11, в проточку 8, сделанную по всей окружности вкладыша подшипника, и распределяется по поверхности шейки. Из проточки часть масла поступает по трубке 10 в крейцкопфную головку шатуна, смазывая палец ползуна, и далее поступает на параллели.
Расход свежего масла при эксплуатации можно уменьшить, прибегая к регенерации — восстановлению смазочных свойств и очистке от посторонних примесей отработавшего масла.
Регенерация масла включает в себя:
а) отстаивание, фильтрацию и центрифугирование масла для отделения механических примесей и воды;
б) испарение воды, содержащейся в масле;
в) физико-химическую очистку реагентами для удаления кислот, смол и т. п.
|