Это регулирование характеризуется тем, что изменение мощности машины получается за счет изменения качества пара, т. е. его давления, при неизменном парораспределении.
При уменьшении нагрузки и возрастании, в связи с этим, числа оборотов, регулятор скорости перекрывает дроссельный клапан; при этом пар, поступающий в паровую машину, мнется, давление его снижается.
Такая система в схематическом виде представлена на фиг. 25. От вала паровой машины через пару конических зубчатых колес 1 получает вращение вал 2 центробежного регулятора. При уменьшении нагрузки в первый момент число оборотов увеличивается, и так как центробежная сила грузов 3 возрастает, то они, расходясь, поднимают муфту 4 регулятора. В связи с этим правый конец рычага 5 опускается. Это заставляет дроссельную заслонку 6 повернуться так, что уменьшается площадь отверстия в паропроводе для прохода пара, давление поступающего пара падает и мощность машины уменьшается. Заслонка 6 будет прикрываться до тех пор, пока работа поступающего в цилиндр пара не будет соответствовать работе сопротивлений на валу от потребителя. Как только нагрузка возрастет, число оборотов машины в первый момент уменьшится, грузы 3 регулятора вследствие уменьшения центробежной силы несколько опустятся, а вместе с тем опустится муфта 4, приподнимая правое плечо рычага 5. Это заставит дроссельную заслонку принять новое положение, при котором отверстие для прохода пара увеличивается, а это повлечет за собой уменьшение дросселирования. Мощность машины возрастет.
Степень наполнения паровой машины при качественном регулировании не изменяется, так как регулятор совершенно не вмешивается в работу парораспределительного механизма.
Качественное регулирование применяется при парораспределении, осуществляемом как плоским золотником, так и цилиндрическим. При этом уменьшение нагрузки вызывает значительное увеличение удельного расхода пара и понижение к. п.д.
Рассмотренная выше система регулирования относится к типу прямого действия, так как она непосредственно воздействует на дроссельный клапан. Если же при регулировании требуется значительная сила для перестановки регулирующих органов, то применяют систему регулирования непрямого действия, при которой на регулирующие органы воздействует вспомогательный механизм — сервомотор. Такая система регулирования будет рассмотрена дальше во второй части курса.
Имеется несколько типов регулятора скорости. Рассмотрим конструкцию центробежного конического регулятора (фиг. 26).
Стойка 1 (регуляторный вал) получает вращение от паровой машины. На его верхний конец жестко насажена тарелка 3, под которой находится гайка 6, в нее упирается пружина 8, другой ее конец упирается в подвижный и вращающийся корпус регулятора 4. В корпусе подвешены на осях 5 грузы 7, верхние концы которых опираются при помощи роликов 2 на тарелку 3. При работе машины регулятор вращается, почему грузы расходятся и, опираясь роликами на тарелку, поднимают корпус регулятора, перемещающийся по шпонке 10. Вместе с корпусом поднимается муфта 9. Натяжная пружина уравновешивает центробежную силу грузов, и при всяком определенном числе оборотов грузы и муфты занимают определенное положение.
Если число оборотов вала при холостом ходе двигателя (при наиболее высоком положении муфты) обозначить через nmax, а число оборотов при максимальной нагрузке (при наиболее низком положении муфты) обозначить через nmin, то степень неравномерности регулирования
?p= nmax – nmin / ncp , (I, 30)
где ncp = nmax + nmin / 2 - среднее число оборотов.
Величина ?p устанавливает границы, внутри которых число оборотов вала отклоняется от среднего числа оборотов. Так, например, если ?p = 0,06, что соответствует 6%, то при среднем числе оборотов машины 100 в минуту имеем nmax = 103 об/мин, а nmin = 97 об/мин.
Пусть при средней нагрузке машины число ее оборотов, а следовательно, и регулятора будет nср. При изменении нагрузки муфта регулятора начнет подниматься или опускаться не сразу, а только тогда, когда число оборотов достигнет определенного значения, при котором усилие на муфту окажется достаточным для преодоления трения в частях регулятора и для перестановки, например, дроссельного клапана. В интервалах чисел оборотов между п' и п" регулятор остается нечувствительным, т. е. не отзывается на изменение числа оборотов. Мерой нечувствительности регулятора является степень нечувствительности регулятора
? = n' — n" / ncp
Для того чтобы регулятор не реагировал на периодические колебания угловой скорости, обусловливаемые непостоянством вращающего усилия Т, необходимо, чтобы
? ? ?,
где ? —степень неравномерности маховика (см. главу V).
Если указанное условие не будет выполнено, муфта регулятора, даже при постоянной нагрузке, будет работать неравномерно, что нарушит четкость регулирования и ускорит износ шарнирных соединений регулятора.
Для уменьшения этого явления регулятор часто снабжают масляным тормозом — катарактом, который состоит из небольшого цилиндра, заполненного маслом, и поршенька, связанного с регулятора. Перемещение поршенька тормозится маслом, перетекающим из одной полости цилиндра в другую, что и удерживает муфту регулятора от «прыгания». Степень нечувствительности регулятора при наличии катаракта, естественно, повышается, почему в этом случае необходимо брать регуляторы более тяжелые
|