Электрической машиной называется устройство, служащее для преобразования механической энергии в электрическую или, наоборот, электрической энергии в механическую.
В первом случае машина называется электрическим генератором, во втором случае — электродвигателем.
В основу работы электрических генераторов положен принцип электромагнитной индукции. Известно, что если проводник пересекает магнитное поле, то в нем будет наводиться электродвижущая сила (э.д. с.), которая по законам электромагнитной индукции зависит от интенсивности магнитного поля, длины проводника, скорости его движения и угла между вектором поля и вектором движения проводника. Если этот проводник замкнуть, то в цепи появится электрический ток. Так как причиной наведения электродвижущей силы в проводнике является пересечение им магнитных силовых линий, той в том случае, когда проводник неподвижен, а движется (изменяется) магнитное поле, в проводнике также будет наводиться э. д. с.
Это физическое явление и положено в основу работы электрических генераторов. Любой генератор состоит из устройства, служащего для создания магнитного потока (например, электромагнита), и электрической обмотки, в которой наводится э. д. с. У генераторов постоянного тока обмотка обычно размещается на вращающейся части, называемой якорем. Якорь располагается между полюсами, создающими магнитное поле. При вращении якоря механическим двигателем в этом магнитном поле в обмотке наводится э. д. с., которая прямо пропорциональна скорости вращения и величине магнитного потока. С помощью коллектора ток подается во внешнюю цепь.
Аналогичным образом устроены и генераторы переменного тока, только у них основная обмотка, как правило, размещается на неподвижной части, называемой статором, а магнитное поле создается полюсами, расположенными на »вращающейся части (роторе).
Очевидно, что для получения электроэнергии якорь (ротор) генератора должен .вращаться каким-либо двигателем, являющимся источникам механической энергии.
Действие электродвигателей основано на свойстве проводника с током двигаться в магнитном поле. Известно, что если проводник с электрическим током поместить в магнитное поле, то на него со стороны поля будет действовать сила F, зависящая от интенсивности магнитного поля, длины проводника и величины тока в нем. Таким образом, пропуская электрический ток по обмотке якоря электрической машины, можно заставить его вращаться в магнитном поле.
Характерным свойством электрических машин является их обратимость. Действительно, если якорь машины постоянного тока вращается в магнитном поле полюсов механическим двигателем, то машина будет источником электрической энергии. Та же машина может использоваться и как источник механической энергии. Для этого к обмотке якоря с помощью щеток и коллектора нужно подвести электрическую энергию, и якорь придет во вращение.
Таким образом, для электродвигателей возможны два основных режима работы: двигательный и генераторный, часто называемый также тормозным режимом.
В двигательном режиме (рис. 1,а) к зажимам электродвигателя подводится электрическая энергия, преобразуемая им в механическую. Создаваемый при этом вращающий момент принято считать положительным, так как направление момента совпадает с направлением вращения.
При работе электродвигателя в тормозном режиме (рис. 1, б) к валу подводится механическая энергия, которая машиной преобразуется в электрическую. Создаваемый при этом вращающий момент будет отрицательным, так как он препятствует вращению машины.
Любой электродвигатель может работать в любом из этих режимов при определенных условиях. При работе в двигательном режиме к валу электродвигателя приложены два момента: момент, развиваемый электродвигателем, и момент, создаваемый приводимым в движение механизмом. Последний называют статическим моментом или моментом сил сопротивления на валу электродвигателя. В дальнейшем момент, развиваемый в двигательном режиме, будем называть вращающим, а момент, развиваемый в генераторном режиме, — тормозным.
Вращающий момент любого электродвигателя, прямо пропорционален магнитному потоку и току в обмотке якоря (ротора). Статический момент, создаваемый приводимым механизмом, определяет нагрузку электродвигателя и может быть положительным и отрицательным. Статический момент положителен, когда его направление совпадает с направлением движения, и отрицателен, когда он направлен против движения. В первом случае статический момент называется движущим, а во вторам — моментом сопротивления.
Отрицательные статические моменты создаются силами трения, силами сопротивления резанию, сжатию, растяжению и скручиванию неупругих тел, а также силой тяжести при подъеме груза. Положительные статические моменты создаются на валу электродвигателя силой тяжести при спуске груза. Статический момент может также состоять из нескольких слагаемых, имеющих разные знаки. Например, при спуске груза сила тяжести создает положительный статический момент, а сила трения будет создавать отрицательный статический момент. Знак результирующего статического момента будет зависеть от величины первого и второго слагаемых.
Условимся момент, развиваемый электродвигателем (вращающий или тормозной), обозначать М, а статический момент (движущий или момент сопротивления) — Mc.
Когда электродвигатель работает в установившемся режиме, т. е. ) при равномерном движении, всегда поддерживается равенство
±М=±Мс. (1)
В общем случае связь между моментом электродвигателя и статическим моментом выражается уравнением
±М±Мс = Мj, (2)
где М — момент, развиваемый электродвигателем, кГм;
Мс — статический момент, создаваемый механизмом на валу электродвигателя, кГм;
Мj — динамический или избыточный момент на валу электродвигателя, кГм.
Динамический момент является результирующим моментом рассматриваемой механической системы. Он определяется по выражению
где J — момент инерции движущих частей, приведенный к валу электродвигателя, кГм·сек2;
d?/dt — угловое ускорение электродвигателя, рад/сек2.
Угловое ускорение двигателя определяется величиной и знаком динамического момента, который может быть ускоряющими тормозным.
При ±М ± Мс > 0 угловое ускорение d?/dt >0 и, следовательно, скорость двигателя увеличивается (динамический момент является ускоряющим); при ±М=±Мс= 0 угловое ускорение d?/dt = 0 (имеет место установившийся режим работы электродвигателя); при ±М=±Мс <0 угловое ускорение d?/dt <0, т. е. скорость электродвигателя замедляется (динамический момент является тормозным). Таким образом, электродвигатель работает с постоянной' скоростью при М = Мс. Если же М>Мc, то имеет место ускоренное вращение электродвигателя, а при М<Мc — замедленное вращение электродвигателя.
|