Большое значение для характеристики работы электродвигателей имеет вращающий момент М, число оборотов n и ток в основной обмотке I, которые, как видно из выражений (4) и (5), определенным образом взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Эти величины изменяются при различных режимах работы электродвигателя.
Принято графическую зависимость п = f(М) называть механической характеристикой, а зависимость п = f(I) — скоростной. Различают естественную и искусственную характеристики электродвигателей.
Под естественной или автоматической понимается такая механическая или скоростная характеристика, которую имеет электродвигатель при номинальных магнитном потоке и напряжении на зажимах якоря для машины постоянного тока и номинальном напряжении на статоре и замкнутой накоротко обмотке ротора для машин переменного тока и при отсутствии в цепи якоря (или ротора) дополнительных сопротивлений. Во всех остальных случаях (изменение сопротивления в цепи якоря,
уменьшение или увеличение рабочего напряжения и т. д.) характеристики принято называть искусственными.
Механические характеристики электродвигателей принято изображать в системе координат п, М, а скоростные — в системе координат п, I. При принятых выше условиях о положительных направлениях I и III квадранты соответствуют двигательному режиму работы электродвигателя, II и IV — тормозным режимам (рис. 2).
Как известно, у большинства электродвигателей вращающий момент и ток в обмотке якоря (или ротора) являются величинами взаимопропорциональными. Это позволяет совмещать в ряде случаев на одном чертеже при соответствующем выборе масштабов механическую и скоростную характеристики.
Говоря о механических характеристиках различных электродвигателей постоянного тока, следует помнить, что скоростные характеристики ничем от них по виду не отличаются.
У большинства электродвигателей при увеличении момента (пли тока) скорость уменьшается. В зависимости от степени изменения скорости при изменении момента различают абсолютно жесткие, жесткие и мягкие механические характеристики (рис. 3). Если скорость электродвигателя при изменении момента остается постоянной, то механическая характеристика является абсолютно жесткой (рис. 3, а). В тех случаях, когда при изменении момента скорость изменяется незначительно, характеристика двигателя считается жесткой (рис. 3,б). Если же при изменении момента скорость изменяется значительно, характеристику называют мягкой (рис. 3, в).
Абсолютно жесткую механическую характеристику имеют синхронные электродвигатели, которые для привода механизмов подъемно-транспортных машин, как правило, не используются. У электродвигателей постоянного тока с параллельным и смешанным возбуждением, а также у асинхронных электродвигателей механическая характеристика является жесткой. Электродвигатели постоянного тока с последовательным возбуждением обладают мягкой механической характеристикой.
|