Некоторые крановые механизмы, например, механизмы подъема, могут снабжаться так называемым двухдвнгательным приводом, состоящим из двух электродвигателей, соединенных между собой жесткой муфтой.
Таким образом, привод механизма осуществляется в данном случае не одним электродвигателем мощностью Р, а двумя, каждый из которых имеет мощность P/2.
Применение двухдвигательного привода дает существенные преимущества. В частности, установка двух электродвигателей вместо одного позволяет снизить маховый момент привода, в результате уменьшается не только время пуска, но и снижаются пусковые потери. При работе крана с нагрузкой, равной половине нормальной и меньше, может использоваться только один электродвигатель, второй отключается. Благодаря этому к. п. д. привода при небольших нагрузках повышается, а надежность действия установки увеличивается. Необходимость в двухдвигательных приводах может возникнуть из-за отсутствия электродвигателей требуемой мощности, из-за конструктивных соображений, а также из-за стремления получить некоторые дополнительные возможности в отношении регулирования скорости.
Однако двухдвигательный привод не лишен и некоторых недостатков. Он более сложен по конструкции и обслуживанию, занимает большую площадь, стоимость его гораздо больше, чем однодвигательного привода такой же мощности. Особенно трудно подобрать электродвигатели для двухдвигательного привода, которые должны иметь не только одинаковые номинальные данные, но и одинаковые механические характеристики. Если же характеристики электродвигателей отличаются друг от друга, то при их совместной работе на один вал нагрузка между ними будет распределяться неравномерно. Из диаграммы, приведенной на рис. 55, а, видно, что электродвигатель, обладающий более жесткой характеристикой, при совместной работе будет перегружаться за счет недогрузки электродвигателя с более мягкой характеристикой. Разность нагрузок тем значительней, чем на больший угол сдвинуты характеристики электродвигателей.
Применение двухдвигательного привода на механизмах подъема позволяет получить довольно благоприятные характеристики при тормозном спуске грузов, если один из электродвигателей включается иа время спуска груза в направлении подъема, а второй — в направлении спуска. На диаграмме, приведенной на рис. 55,б, характеристика электродвигателя, включенного на подъем, обозначена цифрой 1, а характеристика второго электродвигателя, включенного на спуск, — цифрой 2. Результирующая характеристика 3 проходит через точки, ординаты которых равны алгебраической сумме ординат обеих характеристик. Очевидно, что для рассматриваемого случая прямолинейных характеристик результирующая представляет собой прямую линию, проходящую через точки а и б. Объясняется это тем, что для характеристики 1 при скорости +n0 момент равен нулю и, следовательно, результирующий момент равен отрезку + п0б. Аналогично этому для характеристики 2 при скорости — п0 момент также равен нулю и, значит, момент на результирующей характеристике равен отрезку —п0а. Если имеется возможность изменять сопротивления роторных цепей, то можно получить семейство характеристик, которые позволяют, в частности, опускать тяжелые грузы с малой скоростью.
Пуск электродвигателя и регулирование скорости, при двухдвигательном приводе производятся обычно так же, как и при однодвигательном. При этом асинхронные электродвигатели и электродвигатели постоянного тока снабжаются двойным комплектом пускорегулирующих сопротивлений и так называемыми дуплексными контроллерами, которые дают возможность без существенных изменений в схеме при соответствующем снижении общей нагрузки перейти на работу с одним электродвигателем в случае необходимости осмотра или ремонта другого.
|