При известной мощности исполнительного двигателя возникает задача выбора его частоты вращения. Если известны скорость движения механизма и параметры редуктора (при применении унифицированных редукторов), то эта задача решается однозначно. Однако во многих случаях, когда имеется возможность варьировать параметры механизма, оптимизация выбора частоты вращения исполнительного двигателя имеет чрезвычайно важное значение.
Известно, что при одинаковой мощности габаритные размеры машины обратно пропорциональны номинальной частоте вращения. Однако для крановых двигателей существенную часть в общем балансе потерь составляют динамические потери, пропорциональные квадрату частоты вращения. Эти два противоречащих один другому фактора и определяют существование оптимальной с точки зрения использования кранового двигателя частоты вращения. Для реализуемой мощности кранового двигателя можно написать следующее выражение:
где Рр и Рг — соответственно реализуемая и габаритная мощности двигателя; b и с — коэффициенты, определяемые свойствами системы электропривода.
Исследование этого выражения на максимум позволяет построить график зависимости
приведенный на рис. 6.6. В качестве nбаз принята синхронная частота вращения четырехполюсной асинхронной машины, nбаз = 1500 об/мин.
График на рис. 6.6 иллюстрирует зависимость оптимальной частоты вращения двигателя от напряженности режима работы и маховых масс системы. Для механизмов тяжелого режима работы при больших приведенных маховых массах частота вращения двигателя составляет 600—1000 об/мин. И наоборот, для механизмов легкого режима работы целесообразно применение двигателей с номинальной частотой вращения 1500 об/мин.
Выпускаемые отечественной промышленностью асинхронные двигатели с фазовым ротором имеют синхронные частоты вращения 600, 750 и 1000 об/мин. Номинальные частоты вращения двигателей постоянного тока при мощности свыше 30 кВт также не превышают 1000 об/мин. Частоту вращения 1500 об/мин имеют только отдельные типы асинхронных короткозамкнутых машин мощностью до 30 кВт (в том числе двухскоростные двигатели при 2р = 4/24) и маломощные двигатели постоянного тока. Отсутствие асинхронных машин с синхронной частотой вращения 1500 об/мин объясняется недостаточной эффективностью применяемых в традиционных системах методов торможения и регулирования и определяемой этим недостаточной износостойкостью тормозных устройств при высоких частотах вращения двигателя. Стремление к унификации редукторов механизмов объясняет отсутствие быстроходных двигателей постоянного тока с частотами вращения 1500 об/мин и выше.
Внедрение новых систем регулирования открывает перспективы применения быстроходных машин переменного и постоянного тока и ставит перед краностроителями задачу освоения соответствующих типов редукторов.
Также важно определение максимальных частот вращения. Поскольку отношение максимальных и номинальных частот вращения двигателя равно диапазону регулирования скоростей механизмов в верхней зоне DB, следует определить оптимальные значения указанных диапазонов. Критерием оптимизации является получение максимальной производительности механизма при заданной габаритной мощности двигателя и известных параметрах режима работы. На рис. 6.7 построены графические зависимости Dв = f (nном), полученные при проведении исследований, аналогичных приведенным выше.
|