Для электродвигателей смешанного возбуждения возможны все три основных тормозных режима, рассмотренные выше для электродвигателей постоянного тока с параллельным возбуждением.
Для перевода электродвигателя смешанного возбуждения в генераторный режим с отдачей энергии в сеть необходимо, чтобы его скорость превысила скорость холостого хода п0. Это возможно в том случае, если момент сопротивления на валу электродвигателя совпадает с его направлением вращения (например, при спуске груза). Когда скорость вращения электродвигателя превысит п0, противоэ. д. с. обмотки якоря (Е = спФ) становится больше приложенного напряжения и ток якоря, а следовательно, и момент меняют свое направление по сравнению с двигательным режимом и момент становится тормозным. При этом уравнение скоростной и механической характеристик имеет вид:
Для электродвигателей параллельного возбуждения, характеристики генераторного режима являются продолжением характеристик двигательного режима и располагаются во II квадранте. Генераторный режим электродвигателей смешанного возбуждения имеет некоторую особенность. Она заключается в том, что магнитный поток электродвигателя параллельного возбуждения практически при любом режиме остается постоянным, так как он создается одной обмоткой возбуждения, получающей питание от сети. Магнитный поток электродвигателя смешанного возбуждения создается двумя обмотками, которые при согласном включении создают результирующий магнитный поток Ф=Фшов + Фсов (в двигательном режиме). При переходе электродвигателя в генераторный режим ток якоря меняет свое направление. Следовательно, меняется также направление магнитного потока последовательной обмотки и она начинает оказывать на электродвигатель размагничивающее действие. Таким образом, при работе в генераторном режиме результирующий магнитный поток электродвигателя смешанного возбуждения Ф = Фшов — Фсов и характеристики получаются слишком мягкими (характеристика а на рис. 38). Их нельзя считать прямым продолжением характеристик двигательного режима.
Чрезмерная мягкость характеристик генераторного режима является существенным недостатком электродвигателей смешанного возбуждения, так как она приводит к слишком большим скоростям, например, при спуске грузов. Более того, при работе в генераторном режиме не исключена возможность разноса электродвигателя, так как при определенном токе якоря магнитный поток, создаваемый последовательной обмоткой, может сравняться по абсолютной величине с магнитным потоком параллельной обмотки и электродвигатель размагнитится. При этом он, как известно, идет в разнос.
В целях получения более жестких характеристик, а также для предотвращения разноса часто при переводе электродвигателя в генераторный режим его последовательную обмотку замыкают накоротко (шунтируют). Тогда магнитный поток электродвигателя будет создаваться лишь одной параллельной обмоткой и величина его изменяться не будет. При этом характеристики генераторного режима будут прямолинейны, т. е. ничем практически не будут отличаться от соответствующих характеристик электродвигателя параллельного возбуждения (характеристика b на рис. 38).
Работа электродвигателя смешанного возбуждения в режиме противовключения совершенно не отличается от работы ранее рассмотренных электродвигателей параллельного и последовательного возбуждения в этом же режиме. Режим противовключения чаще всего используется при остановке и реверсе. Для предотвращения чрезмерных толчков тока, имеющих место в момент перевода электродвигателя в режим противовключения, в цепь якоря должно включаться достаточное дополнительное сопротивление, что является существенным недостатком данного тормозного режима.
При динамическом торможении электродвигателей смешанного возбуждения возможно применение двух схем. В первом случае (рис. 39, а) якорь отключается от сети вместе с последовательной обмоткой возбуждения и магнитный поток электродвигателя создается только параллельной обмоткой. При такой схеме включения характеристики электродвигателя будут подобны характеристикам электродвигателя параллельного возбуждения в режиме динамического торможения, т. е. они будут подчинены уравнению
пройдут, таким образом, через начало координат в виде прямых, линий.
При второй схеме (рис. 39,б) последовательная обмотка подключается к сети через добавочное сопротивление R1 такой величины, чтобы ток в ней был равен номинальному току электродвигателя. При таком включении результирующий магнитный поток электродвигателя оказывается выше, чем в первом случае, и торможение будет более интенсивным, т. е. характеристики будут жестче. Однако они остаются прямолинейными, так как результирующий магнитный поток электродвигателя
Изменение направления вращения. Реверс электродвигателей смешанного возбуждения может производиться двумя способами: изменением направления тока якоря или изменением направления магнитного потока, т. е. способами, описанными выше для электродвигателей параллельного и последовательного возбуждения.
На практике обычно используется первый способ, так как переключение двух обмоток возбуждения выполнить трудно и к тому же это приводит к перемагничиванию электродвигателя и замедлению реверса.
|