Выведенные в предыдущем параграфе уравнения скоростных и механических характеристик справедливы для любого электродвигателя постоянного тока.
Однако это не значит, что для всех электродвигателей характеристики одинаковы. Наоборот, как будет показано, между характеристиками различных электродвигателей постоянного тока имеются существенные различия.
Анализируя любое из полученных в статье особенности электродвигатели постоянного тока уравнений, нетрудно заметить, что все они являются уравнениями прямых линий, если U =соnst и Ф = соnst, т.е. механическая и скоростная характеристики электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением прямолинейны и :при соответствующем выборе масштабов они могут быть представлены одной прямой (рис. 9).
Действительно, когда электродвигатель работает вхолостую, развиваемый им момент равен нулю, так как нулю равен момент сопротивления на валу двигателя. При этом, согласно выражению (28), нулю должен быть равен и ток в обмотке якоря. Таким образом, из уравнения (25) или (29) может быть получена скорость идеального холостого хода электродвигателя
Нужно иметь в виду, что фактическая скорость холостого хода электродвигателя всегда несколько ниже скорости идеального» холостого хода, так как в действительности момент сопротивления на валу электродвигателя не может быть равен нулю даже при отсутствии нагрузки на электродвигатель, а следовательно, и ток действительного холостого хода электродвигателя нулю не равен.
Если нагрузка на электродвигатель возрастает (т. е. возрастает момент сопротивления на его валу), то возрастает развиваемый электродвигателем вращающий момент и растет ток в его якорной обмотке. Это должно вызывать, согласно уравнениям (25) и (29), снижение скорости вращения электродвигателя. В режиме короткого замыкания электродвигателя (режим стоянки под током) n = 0, а ток короткого замыкания Аналогично, момент короткого замыкания Мк = кФІя.к. Таким образом, скоростная характеристика электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением п = f(Ія) и механическая характеристика п = f(М) пересекают оси координат в совершенно определенных точках, соединив которые, можно получить указанные характеристики, представленные одной прямой (см. рис. 9). На рис. 9, помимо естественной характеристики, показан ряд искусственных характеристик двигателя при различных дополнительных сопротивлениях R в якорной цепи. Из уравнений (27) и (30) вытекает, что искусственные характеристики тоже прямолинейны, исходят из общей точки холостого хода и лежат ниже естественной характеристики, т. е. чем выше дополнительное сопротивление R в якорной цепи, тем круче (или мягче) характеристика электродвигателя. На рисунке обозначены: Мн (Iя.н) — номинальный момент и ток якоря; Мк (Iя.к) — момент и ток якоря при заторможенном якоре.
Как видно из уравнений, скорость электродвигателя параллельного возбуждения меняется при различных нагрузках за счет изменения падения напряжения в сопротивлении якоря. Поскольку сопротивления якорей машин постоянного тока невелики, скорость электродвигателей параллельного возбуждения меняется незначительно, особенно при работе на естественной характеристике. Так, для электродвигателей мощностью от 5 до 100 квт перепад скорости пои номинальной нагрузке
где большие значения соответствуют электродвигателям меньшей мощности.
Ввиду прямолинейности, практическое построение характеристик электродвигателя с параллельным возбуждением выполнить нетрудно. Для этого достаточно иметь координаты двух точек. Обычно естественную характеристику электродвигателя строят по скорости идеального холостого хода, номинальной скорости вращения и номинальному моменту (или току). Скорость идеального холостого хода электродвигателя может быть вычислена следующим образом.
Против э. д. с. при работе электродвигателя в номинальном режиме на естественной характеристике
а на холостом ходу
Разделив второе выражение на первое, получим
В выражении (34) все величины, кроме Rя могут быть взяты из паспорта электродвигателя. Величина Rя может быть взята из формуляра на электродвигатель, определена измерением или приближенно из следующего выражения:
где Рн — номинальная мощность электродвигателя, квт;
?н — к.п.д. электродвигателя при номинальной нагрузке.
Выражение (35) составлено исходя из предположения, что при номинальной нагрузке электродвигателя потери мощности в сопротивлении якоря равны примерно половине общих потерь в электродвигателе. Если величина R определяется измерением, то нужно иметь в виду, что сопротивление якоря включает в себя сопротивления обмотки якоря, обмотки дополнительных полюсов, щеток и сопротивления компенсационной обмотки (если она имеется), соединенных последовательно.
Выше указывалось, что вращающий момент электродвигателя автоматически следует за моментом сопротивления механизма. Физическая сущность этого процесса состоит в следующем. Если электродвигатель работает с установившейся скоростью, то развиваемый им вращающий момент М1 равен моменту сопротивления на его валу Мс. Если же момент сопротивления возрастет до Mс2> M1, то скорость электродвигателя начнет уменьшаться. При этом уменьшается и против э. д. с., а ток в обмотке якоря, согласно выражению (22), будет возрастать, что вызовет возрастание вращающего момента. Уменьшение числа оборотов будет происходить до тех пор, пока вращающий момент не станет равным моменту сопротивления Мс2.
При уменьшении момента сопротивления происходит обратный процесс. Если момент сопротивления станет меньше вращающего момента, развиваемого электродвигателем, то скорость вращения последнего начнет возрастать. Это вызовет возрастание противо э. д. с., а значит, уменьшение тока и вращающего момента. Процесс прекратится, когда вращающий момент станет равным моменту сопротивления на валу электродвигателя.
|