Жидкое топливо в основном получается в результате переработки природной нефти.
По своему составу нефть является смесью разнообразных углеводородов. В результате переработки нефти получаются различные сорта жидких топлив и смазочных материалов.
Первоначальная переработка нефти сводится к разделению ее на отдельные фракции, выкипающие в различных интервалах температур. В результате разделения (разгонки) нефти получаются:
бензины, выкипающие примерно до 200° С;
керосины, выкипающие в интервале температур 200—300° С;
соляровые масла, выкипающие в интервале температур 250—380° С, и другие нефтепродукты.
Остаток после такой перегонки называют мазутом. Из мазутов при последующей перегонке получаются различные масла и далее гудрон.
Кроме простой перегонки, применяются и другие способы переработки нефти, дающие большой выход бензина. Наибольшее значение имеет крекинг. Крекинг может происходить под действием только тепла (термический крекинг) или под действием тепла в присутствии катализатора — особого вещества, способствующего наиболее выгодному для производства направлению хода реакции (каталитический крекинг). В качестве сырья для крекинга обычно применяются соляровые масла и мазуты.
Пригодность того или иного сорта топлива для д. в. с. определяется его физико-химическими свойствами. Наиболее важными из них являются:
а) удельный вес;
б) вязкость;
в) температура застывания, при которой топливо теряет свою подвижность;
г) температура вспышки — наименьшая температура нагрева топлива, при которой выделяющиеся с его поверхности пары, образуя с воздухом горючую смесь, вспыхивают при поднесении пламени. Температура вспышки характеризует огнеопасность топлива. Наиболее огнеопасным являются, бензины, имеющие температуру вспышки ниже 21° С. Керосины имеют температуру вспышки от 21 до 65° С, тяжелое топливо от 65 до 140° С;
д) температура самовоспламенения, при которой топливо воспламеняется в воздухе без воздействия огня;
е) содержание воды, механических примесей, золы и серы (ухудшают качество топлива);
ж) коксуемость — образование кокса вследствие разложения частиц топлива при высокой температуре. Коксование может вызвать засорение (загорание) поршневых канавок для колец, закупорку отверстий форсунок и пр.
aз) теплота сгорания топлива.
|