Для дизелей и калоризаторных двигателей используется тяжелое жидкое топливо.
Частицы распыленного топлива, впрыскиваемые в цилиндр в горячую среду сжатого воздуха, воспламеняются не мгновенно; от начала впрыска до момента воспламенения проходит некоторый промежуток времени. Эта задержка начала горения называется периодом задержки воспламенения. При большом периоде задержки воспламенения работа дизеля сопровождается резким стуком («жесткая работа»). Продолжительность периода задержки воспламенения зависит главным образом от температуры воспламенения, уменьшаясь с понижением ее. Чем выше степень сжатия, а следовательно, выше температура конца сжатия, тем быстрее нагреются частицы топлива и тем короче период задержки воспламенения. При хорошем перемешивании распыленного топлива с воздухом, чему способствует завихрение воздуха в цилиндре, также уменьшается период задержки воспламенения.
Свойство топлива, оцениваемое величиной периода задержки воспламенения, определяется цетановым числом. Для установления цетанового числа испытываемое топливо сравнивают по работе со смесью двух углеводородов: одного — цетана, легко самовоспламеняемого (его цетановое число принимают за 100), и другого — метил нафталина, который самовоспламеняется с трудом (его цетановое число принимают за 0). Процентное содержание цетана в эталонной смеси этих углеводородов, которая имеет такую же задержку воспламенения, как и испытываемое топливо, называется цетановым числом. Сравнение испытываемого топлива с эталонным для определения цетанового числа производится на специальных двигателях.
В табл. 6 даны основные характеристики топлив для дизелей, установленные государственными стандартами. При выборе топлива для двигателя в основном следует руководствоваться указаниями завода-изготовителя. В тех случаях, когда заводские указания отсутствуют, можно руководствоваться следующим. Чем быстроходнее двигатель, тем более высокие требования предъявляются к топливу. Для тихоходных двигателей применяются моторные топлива: ДТ-1 (М3), ДТ-2 (М4) и ДТ-3 (М5). Эти топлива представляют смесь мазута с соляром и керосином в различных пропорциях.
Для дизелей с оборотами более 500 в минуту в качестве топлива можно применять соляровое масло, а также дизельное топливо, выпускаемое четырех сортов: ДА-дизельное арктическое, предназначенное для использования при температуре наружного воздуха ниже минус 30° С, ДЗ — дизельное зимнее — для использования при температуре наружного воздуха выше минус 30° С, ДЛ — дизельное летнее — для использования при температуре наружного воздуха выше 0° С, ДС — дизельное специальное топливо.
|