В карбюраторных и большинстве газовых двигателей зажигание горючей смеси происходит посредством электрической искры, получаемой от источника электрического тока высокого напряжения.
Исключение составляют газодизели, у которых в конце хода сжатия при помощи топливного насоса в цилиндр впрыскивается небольшая доза запального топлива, которая самовоспламеняется и поджигает горючую смесь, находящуюся в цилиндре. При электрическом зажигании, в зависимости от устройств, служащих источником тока высокого напряжения, различают две основные системы зажигания: батарейное и от магнето. Вне зависимости от системы зажигания запал производится с помощью запальных свеч, изображенных на фиг. 129.
Запальная свеча состоит из стального корпуса 7, в котором помещается фарфоровый или слюдяной изолятор 5 с заделанным в нем центральным электродом 1. Верхний конец центрального электрода имеет резьбу, и гайку 6 для присоединения токоподводящего провода. Изолятор устанавливается в корпусе свечи на уплотненных прокладках 3. В корпусе свечи закреплен боковой электрод 2.
Между центральным и боковым электродами должен быть искровой промежуток от 0,4 до 0,8 мм. Свеча ввертывается в крышку цилиндра с тем, чтобы нижняя ее часть с электродами входила в полость пространства сжатия. Для герметичности под свечу ставится медноасбестовая прокладка 8. При включении электрического тока, подводимого к центральному электроду свечи, между центральным и боковым электродом возникает искровой разряд. Электрическая искра воспламеняет сжатую горючую смесь.
При системе зажигания от магнето последнее служит источником электрического тока. Магнето представляет собой магнитоэлектрическую машину. Различают два основных типа магнето: с вращающимся магнитом и с вращающимися обмотками. В СССР промышленность выпускает магнето первого типа; простейшая схема его представлена на фиг. 130.
Между двумя стойками 1, изготовленными из мягкого железа, с расположенным на них железным сердечником 2 вращается постоянный магнит 3. При положении магнита, указанном на фиг. 130, а, магнитный поток от северного полюса направляется по железным стойкам и сердечнику к южному полюсу, образуя в сердечнике 2 магнитный поток, устремляемый слева направо. Когда магнит повернется на 90° (фиг. 130, б), магнитный поток минует сердечник. При дальнейшем повороте магнита на 90° (фиг. 130, в) магнитный поток опять проходит по сердечнику 2, но теперь уже справа налево. При дальнейшем вращении магнита рассмотренные явления повторяются. Таким образом, за один оборот магнита 3 в сердечнике 2 магнитный поток дважды меняет свое направление и дважды достигает своей наибольшей величины.
На сердечнике имеются две обмотки — толстая 4 с относительно небольшим числом витков, называемая первичной обмоткой, и тонкая 5 с большим числом витков — вторичная обмотка. Один конец первичной обмотки присоединен к сердечнику (массе), а другой — ко вторичной обмотке. При прохождении магнитного потока по сердечнику 2 появляющиеся и исчезающие магнитные силовые линии пересекают витки первичной обмотки 4, вызывая появление в нем электрического тока низкого напряжения. Направление и сила тока зависят от направления и силы магнитного потока. Возбуждаемые током первичной обмотки, вокруг нее возникает пульсирующее магнитное поле, которое, пересекая витки вторичной обмотки, возбуждает в них переменный ток высокого напряжения.
В многоцилиндровом двигателе число запальных свечей равно числу цилиндров, поэтому ток высокого напряжения сначала подводится к распределителю, который включает свечи в цепь высокого напряжения поочередно.
Батарейная система зажигания отличается от зажигания с магнето тем, что источником тока низкого напряжения служит аккумуляторная батарея. Этот ток подводится к катушке, являющейся трансформатором и состоящей из сердечника, первичной и вторичной обмоток. При помощи механического прерывателя ток в цепи первичной обмотки периодически прерывается, вследствие чего магнитное поле первичной обмотки, пульсируя, индуктирует во вторичной обмотке ток высокого напряжения, вызывающий искровой разряд в запальной свече.
|