Порядок теплового расчета двигателя

Тепловой расчет двигателя производят по формулам и соотношениям, приведенным в главах XII, XV и XVI. Основой для теплового расчета является задание, в котором предписываются следующие характеристики двигателя: тип двигателя, род топлива, тактность, эффективная мощность и число цилиндров, число оборотов вала (или другой показатель быстроходности). В случае повероч­ного расчета могут быть вместо эффективной мощности заданы основ­ные размеры двигателя.

Ряд величин при расчете приходится в соответствии с заданием оценивать самостоятельно; сюда относятся: степень сжатия, коэффициент избытка, воздуха, подогрев от стенок, температура остаточных газов и пр. Кроме того, нужно задаться параметрами окружающего воз­духа. Порядок расчета можно уяснить из приводимого ниже примера.

Определив все данные по параметрам отдельных процессов цикла, можно определить рi, а следовательно, вi и ?i. Можно также построить расчетную диаграмму, по которой представляется воз­можным проверить pi подсчитанное ранее аналитически. Кроме того, диаграмма может быть использована для подсчета танген­циальных условий, расчета маховика и расчета на прочность.

Задавшись ?м, можно найти ве, ?е и среднее эффективное давление ре.

Зная среднее эффективное давление ре, по заданной эффектив­ной мощности можно определить рабочий объем цилиндра Vh. Далее, задавшись отношением S/D или средней скоростью поршня сm, определяют основные размеры двигателя (диаметр цилиндра D и ход поршня S). Диаметр цилиндра согласно ГОСТу 4393-48 должен быть округлен до одного из нижеследующих: 60, 65, 85, 100, 105, 110, 130, 140, 150, 160, 165, 170, 180, 190, 220, 230, 240, 250, 280, 300, 320, 340, 360, 400, 430, 470, 500, 530, 560, 600, 650 и 700 мм.

Значения S/D и сm, применяемые в существующих двигателях, приведены в табл. 12.