Расчетная диаграмма асz'zb (фиг. 81) двухтактного двигателя строится так же, как и для четырехтактного двигателя с полезным объемом Vh,.
При выпуске и продувке через окна, управляемые поршнем точки b и а лежат на одной вертикали диаграммы; они обозначают моменты открытия и закрытия выпускных окон. Таким образом, из всего рабочего объема Vh часть объема Vм теряется.
Отношение ?’ = Va + Vm / Vc является кажушейся степенью сжатия, а отношение ? = Va + Vc есть действительная степень сжатия, которая и должна быть принята в расчете двухтактного двигателя.
Связь между этими двумя величинами определяется следующим образом.
здесь: рг = 1,02 ? 1,03 ат— давление газов в выпускном коллекторе;
рк — давление в продувочном ресивере, равное 1,1 — 1,25 ат для тихоходных и 1,25—1,5.0 ат для быстроходных двигателей.
Точное значение коэффициента остаточных газов ? для двухтактных двигателей не поддается теоретическому определению. При расчете можно принять для двухтактных двигателей:
с прямоточной продувкой ........................................ ? = 0,03 ? 0,06;
с контурной продувкой............................................. ? = 0,08 ? 0,16;
с кривошипно-камерной продувкой............... …........... ? = 0,2 ? 0,3.
При определении температуры начала сжатия Та можно пользоваться формулой (II, 60), где Т’о = Тк + ?T.
Значение Тr в формуле (II, 60) несколько ниже, чем для четырехтактных двигателей, так как к остаточным газам примешивается некоторое количество более холодного продувочного воздуха.
Коэффициент наполнения, отнесенный к полному ходу поршня, будет
Численное значение коэффициента наполнения изменяется в пределах ?н = 0,8 ? 0,95 и ?’н = 0,6 ? 0,8.
Сжатие воздуха по линии ас (фиг. 81) протекает, как и у четырехтактного двигателя, политропно со средним показателем п1.
Расчет процесса сгорания производится так же, как и для четырехтактного двигателя.
Расширение протекает политропно со средним показателем п2. Как уже указывалось, в расчетной диаграмме принимают падение давления при выпуске происходящим по прямой ва и при этом отбрасывают площадь веа'а (фиг. 81).
Среднее теоретическое индикаторное давление р’i определяется по формулам для четырехтактных двигателей. Однако в двухтактных двигателях не делается поправка на коэффициент полноты диаграммы ?, так как потеря работы вследствие скругления расчетной диаграммы компенсируется положительной работой, равной площади веа'а.
Исправление теоретического среднего индикаторного давления р'1 производится ТОЛЬКО вследствие отнесения действительного рi к рабочему объему Vh:
Определение экономических показателей работы двигателя (к.п.д. и удельный расход топлива) производится по формулам для четырехтактных двигателей, однако в них подставляется р'i, т. е. иными словами, в расчет принимается полезный объем V'h.
|