Из рассмотрения формул (II, 26) и (II, 27) видно, что литровая мощность (мощность, приходящаяся на 1 л рабочего объема цилиндра) зависит от среднего индикаторного давления рi и числа оборотов п.
На эффективную литровую мощность, помимо указанных факторов, влияет также ?м.
Таким образом, при данных основных размерах двигателя (диаметре цилиндра и ходе поршня) с повышением рi, n и ?м, мощность двигателя возрастает.
Для повышения механического к. п. д. ?м стремятся улучшить сорта смазочных материалов и способы смазки, использовать роликовые и игольчатые подшипники, по возможности разгрузить двигатель от вспомогательных механизмов, улучшить обработку и сборку деталей и узлов. Однако эти меры не могут существенно повысить литровую мощность, так как ?м уже имеет весьма значительную величину.
Число оборотов двигателя п выбирается в зависимости от его назначения, условий работы, а также срока службы. С увеличением п возрастает износ и уменьшается срок службы двигателя. Увеличение чисел оборотов повышает тепловую нагрузку цилиндра вследствие возрастания количества тепла, выделяемого в цилиндре в единицу времени. Кроме того, увеличение п ведет к возрастанию инерционных нагрузок в механизмах двигателя. Поэтому в последнее время для повышения литровой мощности широко применяется увеличение среднего индикаторного давления рi. Увеличение среднего индикаторного давления в небольших пределах достигается путем усовершенствования топливной аппаратуры и способов смесеобразования, повышения в допустимых пределах степени сжатия. Наилучшим методом, ведущим к увеличению среднего индикаторного давления, а следовательно, и к увеличению мощности двигателя, является применение наддува, т. е. увеличения веса свежего заряда. Среднее индикаторное давление находится в прямой зависимости от количества сжигаемого за каждый цикл топлива, а количество топлива, которое может сгореть, зависит от количества воздуха, подаваемого в цилиндр. Введением наддува увеличивается плотность, а следовательно, и вес заряда, поступающего в цилиндр.
Применяются следующие способы наддува;
а) дозарядка — увеличение веса свежего заряда без использования воздуха повышенного давления. При дозарядке не требуется наддувочный нагнетатель. В четырехтактных двигателях дозарядка может быть осуществлена, например, продувкой камеры сгорания за счет всасывающего действия инерции отработавших газов. Это достигается одновременным открытием всасывающих и выпускных клапанов (у в. м. т.).
В двухтактных двигателях дозарядка может быть осуществлена путем закрытия продувочных органов позднее выпускных. Это достигается при клапанной поперечной продувке с высотой продувочных окон больше, чем у выпускных (фиг. 74, г), и при прямоточной бесклапанной продувке (фиг. 74, е). Дозарядка может быть достигнута в двигателях с клапанно-щелевой продувкой (фиг. 74, д), если выпускные клапаны закрывать несколько раньше, чем закроются продувочные окна.
б) Частичный наддув, который происходит путем подачи на части хода поршня добавочного воздуха повышенного давления (рк = 1.2 ? 1,6 кГ/см2) помимо воздуха, засасываемого из окружающей среды.
Частичный наддув в основном выполняется при помощи наддувочного нагнетателя, навешенного на двигатель. Однако иногда в четырехтактных двигателях обходятся без него, прибегая к так называемому инерционному наддуву. В двигателе с инерционным наддувом всасывающая труба имеет значительную длину (до 8 м). Впускной клапан в первой части всасывающего хода поршня открывается на незначительную величину, в результате чего в цилиндре образуется разрежение 0,3—0,4 кГ/см2. Затем около середины хода поршня клапан быстро открывается и воздух с большой скоростью (до 200 м/сек) устремляется в цилиндр. Вследствие удлиненного всасывающего трубопровода и значительной кинематической энергии движущегося воздуха давление в цилиндре в конце наполнения повышается до 1,1 — 1 ,18 кГ/см2.
Частичный наддув в двухтактных двигателях, имеющих два ряда продувочных окон, осуществляется посредством ввода наддувочного воздуха повышенного давления (рк = 1,5 ? 1,6 ат) через второй ряд окон, тогда как продувочный воздух нормального давления (1,1 —1,3 ат) поступает через нижний ряд окон.
Вследствие добавочной затраты мощности на наддувочный насос эффект от такого рода наддува получается небольшой; поэтому в двухтактных двигателях частичный наддув не нашел значительного распространения.
в) Полный наддув — весь процесс зарядки производится полностью воздухом повышенного давления (рк = 1,3 ? 2,5 кГ/см2).
г) Высокий наддув — рк = 2 ? 4 кГ/см2 (и выше). Между воздуходувкой и рабочим цилиндром помещается воздушный холодильник для понижения температуры воздуха.
В двигателях с наддувом используются преимущественно центробежные нагнетатели (воздуходувки). Они могут приводиться в движение от вала двигателя с помощью зубчатых передач (фиг. 76). Однако такой привод пригоден до давления наддува не свыше рк ? 1,6 ? 1,7 кГ/см2, так как при больших рк мощность на привод продувочного насоса становится слишком велика, вызывая высокий удельный расход топлива.
Наиболее экономичными являются воздуходувки, приводимые в движение от газовых турбин, работающих на выпускных газах двигателей. Эти воздуходувки выполняются в одном общем корпусе с турбиной и называются газотурбовоздуходувками.
Газотурбинный наддув осуществляется следующим образом: отработавшие в цилиндре 1 двигателя (фиг. 77), газы поступают по выпускной трубе 2 в газовую турбину 3 и приводят ее во вращение; она, в свою очередь, приводит в движение нагнетатель 4. Воздух, засасываемый из окружающей среды, сжимается в нагнетателе до давления наддува рк и поступает по впускному воздухопроводу 5 к впускным клапанам. Давление наддува изменяется автоматически в зависимости от нагрузки двигателя.
Такое использование энергии выхлопных газов не отражается на величине механического к. п. д. По сравнению с двигателями, имеющими наддув от нагнетателя с механическим приводом, двигатели с газотурбинным наддувом имеют ?м на 4—6% выше.
За счет использования отходящих газов и повышения механического к. п. д. установки эффективный к. п. д. двигателя с газотурбинным наддувом повышается на величину до 10% и выше.
При повышенных давлениях наддува прибегают к нагнетателям с двумя ступенями давления. При комбинированном наддуве используется одновременно и механический и газотурбинный привод нагнетателей. Например, сжатие воздуха производится сначала в газотурбовоздуходувке (первая ступень наддува), а затем в воздуходувке с механическим приводом (вторая ступень).
|