Полезная мощность, передаваемая двигателем потребителю, именуемая эффективной мощностью Nе, меньше, чем Ni, на величину механических потерь.
Эти потери обусловлены трением поршня и подшипников, затратой работы на насосы — топливный, продувочный, водяной и пр. Известно, что механические потери учитываются механическим к. п. д., т. е.
?м = Nе / Ni ,
и поэтому
Ne = ?мNi. (11,28)
Средние значения механического к. п. д. у различных двигателей колеблются в пределах 0,7—0,9.
Если мощность, соответствующую механическим потерям, обозначить через Nr, то
Ne= Ni – Nr .
Разделим все части этой формулы на коэффициент К. Для четырехтактного двигателя К =Vhni /900, для двухтактного К = Vhni /450.
Тогда
Ne / K = Ni /K – Nr / K .
Из формул (II, 24) и (II, 25) видно, что член Ni /K представляет
собой среднее индикаторное давление pi.По аналогии с этим член
Ne / K называют средним эффективным давлением ре.
Физический смысл его таков: это та часть среднего индикаторного давления, которая пропорциональна работе, отдаваемой двигателем потребителю.
Член Nr / K = рr соответствует той части среднего индикаторного
давления, которая пропорциональна работе, затраченной на механические потери.
Величины ре и рr имеют большое значение при расчете и сравнении показателей различных типов двигателей.
Из формул (II, 24), (II, 25), (II, 28) и (II, 30) следует: для четырехтактных двигателей
В современных четырехтактных дизелях без наддува в среднем 5 < pе < 8 кГ/см2. В двухтактных дизелях, где часть хода поршня отводится на процесс выпуска, ре соответственно оказывается ниже примерно на 20%. Наиболее низкие ре, порядка 2,5 кГ/см2, встречаются у двигателей с картерной продувкой
При наддуве ре может быть значительно поднято — до 15 кГ/см2 и выше.
|