На номограмме, представленной на рис. 6.21, некоторые переменные связаны друг с другом через систему двигатель—выпускной трубопровод — турбокомпрессор.
Так, можно найти температуру перед турбиной Т3, изменяющуюся при изменении давления наддува (например, в связи с изменением конструкции турбокомпрессора), только через тепловой баланс. Коэффициенты ? и ? при импульсном подводе газов к турбине являются вспомогательными величинами, которые при изменении режима работы двигателя также изменяются в связи с изменением волн давления выпуска; если вообще вычисляются коэффициенты ? и ?, то только с помощью диаграммы изменения давления, так как изменение температуры, как правило, неизвестно.
Более точным и содержащим больше информации является полный расчет кругового процесса, включая газообмен, но такой расчет в связи с требуемыми затратами времени может быть произведен только с привлечением электронно-вычислительных машин. При этом, как правило, достаточно определить изменение давления и температуры в выпускном трубопроводе и вместе с тем энергию, фактически подведенную к турбине, с помощью квазистационарного метода расчета, при котором давление и температура принимаются одинаковыми во всем выпускном трубопроводе.
Схема расчета видна из рис. 6.22. Согласно этой схеме, к компрессору подводится в единицу времени масса воздуха GВ, которая (благодаря сравнительно большому объему трубопроводов наддувочного воздуха и подключению нескольких цилиндров), несмотря на прерывное истечение в отдельные цилиндры, может рассматриваться как неразрывный поток Gв = ? dGвп. Давление и температура на входе в цилиндр обозначаются рвп и Твп, а энтальпия — iвп. Количество выпускаемых из цилиндра за рассматриваемый угол поворота коленчатого вала отработавших газов, имеющих давление рвып, температуру Тц и энтальпию iвып, равно соответственно dтвът /d?. В выпускном коллекторе объединено столько цилиндров, сколько по одному из разветвленных газовыпускных коллекторов подходит газовыпусков к одному вводу в турбину. В коллекторе или в отдельных выпускных патрубках частичные потоки газа, выпускаемые из цилиндров, мгновенно перемешиваются с находящимся в выпускном трубопроводе количеством газа тсм, вследствие чего в этом коллекторе устанавливаются давление рсм и температура Тсм (частичный поток, протекающий через турбину, dmг/d?). В связи с процессами смешивания, зависящими от объема трубопровода, параметры в выпускном коллекторе обозначаются особым индексом «см». Так как никакие другие потери давления и теплоты не учитываются, то давление р3 и температура Т3 перед турбиной соответственно равны значениям pсм и Тсм.
Для объема выпускного трубопровода подставляется объем всей ветви трубопровода с общим выпускным патрубком. Так как количество газа, вытекающее в единицу времени из турбины, отличается от количества газа, поступающего за это же время в выпускной коллектор, то перед турбиной имеют место переменные давления и температуры газа (в противоположность допущению, принятому для трубопровода наддувочного воздуха). Этот расчетный метод называют методом наполнения — выпуска; при трубопроводах не слишком большой длины и объема он удовлетворительно отражает фактические взаимосвязи. Упрощение состоит в том, что при методе «наполнения и выпуска» предполагается бесконечно большая скорость звука и мгновенное перемешивание содержимого трубопровода.
Процессы в цилиндре. Для цилиндра двигателя можно записать в следующей форме уравнение сохранения энергии:
Приведенные уравнения подобны тем, с которыми мы уже познакомились в п. 3.6. Принятые выше условные обозначения также сохранены, в данном случае добавлены только члены для топливоподачи dттоп/d? и для «протекания сгорания» dQтоп /d?.
При iвып = iц из уравнений (6.21) и (6.22) следует
Значения uц, duц/dТц и duц/d?ц численно выражаются как функции от температуры и коэффициента избытка воздуха для сгорания, члены уравнения для впуска и выпуска рассчитываются исходя из функций Фвп и Фвып для впуска и выпуска в соответствии. Другие подробности описаны в соответствующей литературе.
Процессы в выпускном коллекторе. Подобно тому, как для цилиндра, можно составить уравнения сохранения энергии и массы для выпускного трубопровода. Используя обозначения, приведенные на рис. 6.22, получим для баланса энергии
Так как при этом расчете имеет место рсм = р3 и Тсм = Т3, то энергия, фактически подведенная к турбине (Hт ад)n, может быть определена для шагов счета от 1 до n, и отпадает необходимость вычисления коэффициентов ? и ? при импульсном подводе газов к турбине.
При практическом применении расчетного метода, кратко изложенного выше, могут различаться следующие случаи.
1. Имеются результаты измерений для определенной рабочей точки данной системы «двигатель + турбокомпрессор» и требуется исследовать влияние различных изменений. Эти изменения могут быть геометрического характера (например, другие фазы газораспределения или профиль кулачка или размеры турбокомпрессора с целью оптимизации системы по какому-то определенному критерию). Однако изменение может относиться и к рабочей точке (нагрузка, частота вращения) при неизменной конструкции системы или к атмосферным условиям (изменения мощности в высотных или тропических условиях).
2. Речь идет о новом двигателе, геометрические данные которого известны, но еще нет данных измерений. Требуется определить расчетную мощность и установить соответствующие этому режиму параметры.
В обоих случаях закон сгорания должен быть известен или принят. В первом случае он может быть определен из индикаторной диаграммы.
В первом случае сначала пересчитываете« точка замера. Для имитации процессов в цилиндре эквивалентный закон сгорания регулируется таким образом, чтобы индикаторный к. п. д. двигателя и давление вспышки совпадали с измеренными значениями. Протекание давления и температуры в выпускном трубопроводе рассчитывается по квазистационарному методу «наполнения, и выпуска», по которому нестационарные процессы для малых интервалов времени рассматриваются как стационарные, а трубопроводы — как емкости такого же объема, в которых давление и температура газов, поступающих из цилиндра, мгновенно выравниваются. Если к одному трубопроводу или эквивалентному ресиверу подключено несколько цилиндров с равными промежутками времени между вспышками, то следует рассчитывать процессы только для одного цилиндра; количества газов, выпускаемые из других цилиндров во время газообмена, получаются исходя из рассчитанного для одного цилиндра с учетом сдвига фаз.
Эквивалентное сечение турбины находится из замеренных расхода газа и перепада давления; таким же образом может быть определен кажущийся общий к. п. д. турбокомпрессора ?тV из напора компрессора и среднего перепада турбины. При расчете точки замера действительный к. п. д. турбокомпрессора ?т?к подбирается так, чтобы при шаговом расчете баланса мощностей турбокомпрессора получалось фактически замеренное давление наддува. Как правило, ?т?к несколько меньше, чем кажущийся к. п. д. ?тV. Расчет влияния определенных изменений не представляет особых трудностей.
Во втором случае для определенной рабочей точки двигателя, которая характеризуется средним эффективным давлением ре и частотой вращения n, задаются величины давления наддува рвп и соответствующей температуры Твп. Давление рсм и температура Тсм в выпускном трубопроводе, соответствующие определенному углу поворота коленчатого вала (в трубопроводе имеют место переменные давления и температуры), оцениваются так же, как и эквивалентное сечение Fт экв; к. п. д. ?т?к определяется из измерений на имеющемся турбокомпрессоре или принимается вероятной величины. Необходимо просчитать несколько рабочих циклов, прежде чем совпадут значения в выпускном трубопроводе, т. е. пока давления и температуры, соответствующие концу рабочего цикла, не станут равны давлениям и температурам в начале рабочего цикла. Для этого в случае импульсного наддува (при малом объеме трубопроводов) достаточно, как правило, просчета двух или максимум трех рабочих циклов. По сходимости проверяется баланс турбокомпрессора, т. е. устанавливается, действительно ли достигается первоначально принятое давление наддува. Если это не так, то следует варьировать Fт экв, при необходимости вместе с ?т?к. Принятие эквивалентного сечения турбины постоянным или зависящим только от степени расширения газов является некоторым упрощением; кроме того, указанным выше способом нельзя учесть изменение к. п. д. турбокомпрессора при изменении режима работы. Для дальнейшего усовершенствования метода расчета были разработаны вычислительные программы, которые сделали возможной подстановку коэффициентов расхода и значений к. п. д. турбокомпрессора, являющихся действительно определяющими для данного состояния (шага расчета).
|