При эксплуатации двигателей без наддува или с механическим наддувом общепринятым является предположение, что среднее индикаторное давление и индикаторная мощность (при постоянной частоте вращения) пропорциональны количеству воздуха в цилиндре, т. е. что соотношение воздух—топливо сохраняется неизменным.
Так как коэффициент наполнения не зависит от давления, но несколько возрастает с увеличением температуры и так как при наличии влажного воздуха необходимо учитывать содержание водяного пара, то в пересчетных формулах предусмотрено, что индикаторная мощность прямо пропорциональна внешнему давлению, уменьшенному на парциальное давление водяного пара, и обратно пропорциональна внешней температуре в степени 0,7. Эта степень учитывает возрастание коэффициента наполнения при увеличении температуры.
У двигателей с турбонаддувом количество заряда зависит не непосредственно от внешнего состояния, а от того, как реагирует турбокомпрессор на изменение параметров на впуске и на изменение мощности, т. е. какое состояние воздуха или смеси он обеспечивает перед впускными органами двигателя.
Проблема пересчета мощности усложняется еще несколько тем, что дизели с наддувом часто работают с более чем достаточным коэффициентом избытка воздуха для сгорания, в связи с чем предел мощности определяется не коэффициентом избытка воздуха в цилиндре и зависящим от него потемнением отработавших газов, а другими факторами. Этими факторами могут быть: частота вращения турбокомпрессора, максимальное давление газов в цилиндре, температура выпускных газов (например, принимая во внимание термическую напряженность выпускных клапанов или турбинных лопаток) или термическая нагрузка деталей, образующих камеру сгорания. Как правило, при исходной мощности в нормальных условиях достигается допустимое граничное значение только одного из перечисленных факторов, а остальные еще далеки от пределов. Допустимая мощность при условиях, в которых эксплуатируется двигатель, должна выбираться такой, чтобы ни один из этих факторов не выходил за допустимые пределы.
На мощность двигателя с наддувом при понижении внешнего давления может оказывать влияние конструкция турбокомпрессора. Если, например, благодаря соответствующей настройке турбокомпрессора (высотный компрессор с более высокой степенью повышения давления, применено охлаждение наддувочного воздуха) состояние воздуха на впуске при пониженном давлении будет равно исходному состоянию при нормальных условиях, то с увеличением высоты вообще не потребуется уменьшать мощность. В этом случае количество заряда в цилиндре останется практически неизменным, и суммарный расход воздуха через двигатель, влияющий на температуру выпускных газов, также не уменьшится при понижении внешнего давления. В связи с тем, что мощность двигателя с турбонаддувом может быть ограничена различными факторами, что равновесное состояние турбокомпрессора устанавливается в зависимости от внешнего состояния и выбранной рабочей точки двигателя и что, наконец, турбокомпрессор может быть приспособлен к эксплуатационным условиям различными способами (например, за счет сужения соплового аппарата или выбора ТК меньших размеров), проблема установления мощности в зависимости от внешнего давления и температуры является очень сложной. Это подтверждается большим количеством публикаций об экспериментальных и расчетных исследованиях.
В настоящее время с помощью расчетного метода, можно определить с достаточной степенью точности мощность двигателя, максимально допустимую при изменившихся внешних условиях. В табл. 8.1 приведен пример такого расчета для дизеля с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, имеющего в исходном состоянии среднее эффективное давление 12,43 бар.
В графе 3 таблицы указаны важнейшие параметры, значения которых были замерены для исходного состояния при внешнем давлении 0,981 бар и температуре на всасывании 301 К. Значения, представленные в графах с 4 по 9, являются результатами расчета при неизменных геометрических параметрах двигателя и турбокомпрессора и при протекании процесса сгорания, полученного на базе замеренных значений из графы 3. Для всех этих граф внешнее давление составляет р0 = 0,674 бар, что соответствует высоте над уровнем моря ~3500 м. Температура на всасывании для всех примеров принималась неизменной Т0 = 301 К, поскольку целью расчетов было определение влияния внешнего давления.
При вычислении значений в графах с 4 по 6 предполагалось подведение такого же количества теплоты, как и в исходном состоянии (Qтоп const, строка 14), величина к. п. д. турбокомпрессора ?тк (строка 10) варьировалась при исходном значении 51,1% от 48,5 до 53,5%. Для регулировочной закономерности Qтоп = const, которая применяется преимущественно в случае автомобильных и тепловозных двигателей, является допущением, что двигатель при исходной мощности имеет еще запасы по частоте вращения турбокомпрессора, температуре выпускных газов, тепловой нагрузке и избытку воздуха (в связи с удалением от границы дымления), так как частота вращения компрессора пк (строка 9), температура на входе в турбину Т3 (строка 11) и теплоотвод в стенки Qст (строка 15) повышаются, а коэффициент избытка воздуха для сгорания ? (строка 16) при этих допущениях снижается. Одновременно падает максимальное давление в цилиндре рz (строка 18), т. е. уменьшается механическая нагрузка двигателя. Влияние к. п. д. турбокомпрессора на параметры дизеля, за исключением температуры выпускных газов, незначительно; при понижении внешнего давления на 31,5% мощность уменьшается лишь на 2,5—1,5%.
В графе 7 представлены расчетные значения параметров дизеля для неизменной тепловой напряженности, характеризуемой Qcт = const; к. п. д. турбокомпрессора при этом принимался постоянным. Мощность при понижении внешнего давления на 31,5% падает на 8,5% и составляет 91,5% от исходной величины, что связано с соответствующим уменьшением количества впрыскиваемого топлива и теплоподвода Qст. Частота вращения турбокомпрессора и температура газа перед турбиной по сравнению с исходным состоянием повышаются, а коэффициент избытка воздуха для сгорания и максимальное давление сгорания уменьшаются.
Для расчетных значений в графах 8 и 9 принималась такая же степень повышения давления, как в исходном состоянии, т. е. nk = const. Так как в этом случае — при равной температуре на всасывании — объемный расход воздуха через двигатель остается приблизительно постоянным, то турбокомпрессор как со стороны компрессора, так и со стороны турбины работает в одной и той же точке характеристики. Только для этой регулировочной закономерности — при неизменной характеристике турбокомпрессора и положении рабочей точки — правомочно предположение постоянного к. п. д. турбокомпрессора. Вследствие равенства мощности турбины и компрессора температура на входе в турбину должна быть такой же, как и в исходном состоянии; небольшие отклонения обусловлены вторичными влияниями, например неодинаковым воздействием пульсации газов при различных уровнях давления.
Параметры в графах 8 и 9 приведены для различных моментов впрыска и воспламенения. В то время как для параметров в графе 8 момент впрыска был таким же, как в исходном состоянии (графа 3), и только протекание процесса сгорания в соответствии с определенными закономерностями регулировалось для более низкого уровня давления, для расчета значений графы 9 начало впрыска было принято с опережением 2° п. к. в. Как видно из графы 8, мощность уменьшилась на 27,7% (до 72,3% от исходной), а в графе 9 — на 25% (до 75% от исходной). Таким образом, снижение мощности было явно меньше, чем падение плотности окружающего воздуха, составлявшее 31,5%. Среднее индикаторное давление в последнем случае снижалось вообще лишь на 22,5%. То, что мощность при равном объемном расходе воздуха через двигатель и при той же рабочей точке турбокомпрессора не пропорциональна плотности окружающего воздуха, связано с изменением в распределении потерь теплоты: на теплоту, отводимую стенками, и теплоту, уносимую выпускными газами, при изменении уровня давления (Qст ~ р0,78). Так как отношение теплоты, отводимой стенками, к теплоте, подводимой с топливом, с понижением давления возрастает, то для достижения равной температуры выпускных газов (равного отношения теплоты, уносимой выпускными газами, к теплоте, подводимой с топливом) может быть впрыснуто относительно большее количество топлива, чем то, которое соответствует степени повышения плотности.
Следует отметить, что при регулировочном законе «равная степень повышения давления воздуха в компрессоре» частота вращения компрессора и температура выпускных газов остаются постоянными или почти постоянными, а максимальное давление в цилиндре и теплота, отводимая стенками, уменьшаются. Вследствие этого турбокомпрессор при таком регулировочном законе нагружен так же, а двигатель имеет меньшую как механическую, так и термическую напряженность. Только коэффициент избытка воздуха для сгорания несколько уменьшается, что, однако, как правило, не является причиной для отказа от этого регулировочного закона, поскольку величина ? у дизелей с наддувом не достигает предельно допустимых значений. В приведенном примере ? = 1,798 (графа 9, строка 16) имеется еще достаточный избыток воздуха и для более низкого внешнего давления.
Так как шаговый расчет рабочего цикла по приведенным выше примерам является сложным и так как подобные расчетные программы имеются не везде, Международная конференция по двигателям внутреннего сгорания (СIМАС) рекомендовала следующую формулу для четырехтактных двигателей с наддувом, пригодную как для корректировки результатов стендовых испытаний на нормальные условия, так и для пересчета мощности на измененные условия применения двигателя:
где ? - мощностной фактор; К — относительное изменение индикаторной мощности; а — фактор влажности; N и Ni — эффективная и индикаторная мощности; ?mн — механический к. п. д. двигателя в начальных условиях; Ф — относительная влажность, %; р — абсолютное давление окружающего воздуха; рs — давление насыщения водяного пара; Т — абсолютная температура окружающего воздуха; Тс — абсолютная температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха.
Индексы означают: н — начальные условия, которые могут соответствовать нормальным или задаваемым изготовителем и при которых двигатель может отдавать свою полную мощность; х — измененные внешние условия.
Для показателей степеней определены следующие числовые значения:
Пересчет удельного расхода топлива основан на упрощающем предположении, что отнесенный к индикаторной мощности расход остается неизменным, что, конечно, справедливо лишь приближенно. Отсюда следует, что отнесенный к эффективной мощности расход изменяется обратно пропорционально механическому к. п. д., который может быть выведен из уравнений (8.4)—(8.6) следующим образом:
Приведенные показатели степени, справедливые и для двигателя, конструкция которого неизменна при нормальных условиях и условиях применения, были выбраны так, чтобы в обоих случаях из вычислений получалась примерно равная температура выпускных газов (температура на входе в турбину). Это дает (за исключением случая уменьшения коэффициента избытка воздуха) наиболее сильное снижение мощности при уменьшающемся давлении или повышающейся температуре: при использовании этой формулы не требуется знать, какой фактор ограничивает мощность данного двигателя при исходных условиях.
Почти всегда имеющий место факт, что у дизелей с наддувом коэффициент избытка воздуха не принимает предельно допустимых значений, позволяет пренебречь влиянием влажности, т. е. принять коэффициент ? равным нулю. Если у интересующего нас двигателя температура выпускных газов — или частота вращения турбокомпрессора, если рассматривается изменение внешнего давления — еще допускает дальнейшее повышение, то пересчет мощности производится по указанной выше формуле исходя не из нормальных условий, а из эквивалентного состояния, при котором достигается допустимая температура выпускных газов или допустимая частота вращения турбокомпрессора.
По эмпирическим данным для равной цикловой подачи топлива (рейка топливного насоса на упоре) могут быть приняты изменения важнейших эксплуатационных параметров, ограничивающих мощность (табл. 8.2).
|