Различие в работе двигателей без наддува, с механическим наддувом и с турбонаддувом в первую очередь объясняется отличием в соотношении количеств воздуха и топлива.
Двигатели с механическим наддувом в области частичных нагрузок имеют больший избыток воздуха для сгорания, чем двигатели без наддува, в то время как при более высокой нагрузке значения ? приближаются друг к другу. У двигателей с турбонаддувом, напротив, коэффициент избытка воздуха в области низких частичных нагрузок изменяется мало, а с повышением мощности уменьшается медленно. К сожалению, в настоящее время еще очень мало опубликовано работ, в которых приводились бы численные данные о составляющих выпускных газов одного и того же двигателя без наддува и с наддувом.
Для сажевыделения дизелей имеется четкая граница минимально допустимого коэффициента избытка воздуха, который зависит от способа смесеобразования и размеров цилиндра. Мощность двигателей без наддува или с механическим наддувом определяется, как правило, путем достижения этой границы, т. е. цикловая подача топлива устанавливается на эту границу. Если вследствие изменения внешних условий, например повышения температуры всасываемого воздуха или понижения его давления (в горных условиях), это предельное значение превышается или если в связи с какими-то изменениями внутри двигателя, например загрязнения распылителя форсунки или топливного насоса, нарушается процесс смесеобразования, то происходит дымный выхлоп. От этого можно избавиться установкой ограничителя максимальной цикловой подачи топлива и обеспечением достаточного удаления от границы дымления.
Дизели с турбонаддувом работают, как правило, не на границе дымления, а на границе термической и механической напряженности определенных деталей. Количество выделяемой сажи, отнесенное к мощности, меньше благодаря более высокому коэффициенту избытка воздуха. В результате уменьшения плотности окружающего воздуха температура выпускных газов повышается, на что турбокомпрессор реагирует повышением частоты вращения, т. е. повышением давления наддува. Незначительные помехи в процессе впрыска также частично компенсируются за счет увеличения расхода топлива с повышением температуры выпускных газов и увеличением частоты вращения компрессора. Этому очевидному преимуществу двигателя с турбонаддувом в области высоких нагрузок противостоит недостаток в период разгона, при котором вследствие недостатка воздуха может наступить сильное дымление. Чтобы избежать повышенного дымления, цикловая подача топлива у автомобильного двигателя ограничивается в зависимости от давления наддува, даже если это несколько ухудшает приемистость двигателя.
С применением наддува уменьшается и содержание в выпускных газах окиси углерода СО, углеводродов СxНy и окислов азота NOx. на единицу мощности, правда, чаще всего лишь в тех случаях, когда достигаемое вследствие охлаждения наддувочного воздуха увеличение избытка воздуха не компенсируется за счет более высоких температур рабочего процесса.
В качестве примера на рис. 8.27 графически изображены результаты измерений на автомобильном дизеле с воздушным охлаждением как без наддува, так и с наддувом. Как следует из этого рисунка, выделение СО благодаря применению наддува снижается приблизительно вдвое и почти не зависит от устанавливаемой максимальной нагрузки; выделение NOx у двигателя с наддувом без охлаждения наддувочного воздуха несколько выше, чем у двигателя со свободным всасыванием, однако у двигателя, имеющего охладитель наддувочного воздуха, эта величина снижается примерно до 3/4. Выделение СxНу при использовании наддува и охлаждения наддувочного воздуха также составляет лишь несколько более половины этой величины у двигателя без наддува.
|