Мощность двигателя с наддувом может быть существенно повышена за счет охлаждения наддувочного воздуха.
Граница достижимого минимума температуры наддувочного воздуха определяется температурой охлаждающей среды. По практическим и экономическим соображениям (поскольку размеры охладителя наддувочного воздуха ограничены) температура наддувочного воздуха на режиме полной нагрузки двигателя всегда заметно выше, чем температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха.
То, что температура наддувочного воздуха оказывает сильное влияние на мощность двигателя, приводит к мысли о целесообразности поддержания по возможности низкой температуры среды, охлаждающей наддувочный воздух, посредством особого холодильного процесса. Такие способы как в комбинации с абсорбционной холодильной машиной (причем энергия на получение холода отбирается у выпускных газов или у охлаждающей воды), так и в соединении с компрессионной холодильной машиной предлагались неоднократно. В работе приводится расчет дополнительной стоимости, отнесенной к увеличению мощности, и дополнительной массы установки для цикла с компрессионной холодильной машиной (расчет выполнен при определенных допущениях). Хотя рассчитанные числовые значения (7,6—10,95 фунт, стерлинг л. с. и 5,12—7,12 кг/л. с.) стоимости единицы мощности и величины удельной массы (последнее, правда, только для мало- и среднеоборотных двигателей) оказались меньшими, чем у двигателя с наддувом, однако затраты на необходимое оборудование едва ли окупятся при таком способе повышения мощности.
Использование турбодетандерного охлаждения также дает возможность понизить температуру наддувочного воздуха ниже границы, определенной температурой охлаждающей среды. Схема двигателя с турбодетандерным охлаждением, при которой второй турбокомпрессор включен в качестве так называемого турбодетандера последовательно с первым турбокомпрессором, изображена на рис. 9.4.
Для того чтобы сохранить принятые условные обозначения для состояний на входе и выходе компрессора и турбины, нумерация состояний на этой схеме не соответствует направлению потока. Воздух, сжимаемый в компрессоре К, после промежуточного охлаждения в охладителе Х1 сжимается далее в компрессоре Ктд турбодетандера. Этот компрессор приводится от турбины Ттд турбодетандера, в котором воздух после прохождения через охладитель Х2 расширяется. Так как температура на входе в компрессор (состояние 5) и на входе в турбину (состояние 7) лишь немного различается, то баланс мощностей в турбодетандере устанавливается только тогда, когда степень расширения в турбине Ттд будет значительно выше, чем степень повышения давления в компрессоре Ктд.
Степень расширения в турбине должна быть, например, приблизительно вдвое выше, чем степень повышения давления в компрессоре, если общий к. п. д. турбодетандера составляет 50%. Отсюда вытекает требование, что давление за компрессором К (состояние 2) должно быть значительно выше давления наддува на входе в цилиндр (состояние 8). Это более высокое давление за компрессором К может быть достигнуто только при большом перепаде, срабатываемом в турбине Т, т. е. за счет более сильного подпора выпускных газов по сравнению с обычным способом наддува с турбокомпрессором и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
Для определения снижения температуры воздуха в турбодетандере служит номограмма (рис. 9.5), рассчитанная для температуры на всасывании t1 = 20° С, к. п. д. турбокомпрессора ?тк = 0,60, к. п. д. турбодетандера ?тд = 0,55; адиабатный к. п. д. охлаждающей турбины ?тад = 0,785. Баланс обеих турбомашин определяется по основному уравнению турбокомпрессора.
Пользование номограммой поясним с помощью примера. Для степени расширения газов в турбине Т р3/р4 = 2,0 и температуры выпускных газов, равной 923 К (650° С), находится степень повышения давления в компрессоре К p2/ p1 = 2,90. Пренебрегая потерями в охладителе Х1, имеем p5 / p1 = p2 / p1. Если давление наддува р8 в 2,4 раза больше, чем давление впуска р1, то отношение степени повышения давления в компрессоре Kтд к степени расширения воздуха в турбине Ттд составит ?к тд/?т тд = 0,83. Если, кроме того, предположить, что температуры Т5 и Т7 равны, то для степени расширения в турбине Ттд р7/р8 = 1,48, а для степени повышения давления в компрессоре турбодетандера р6/р5 = 1,23, считая, что в охладителе Х2 воздух охлаждается до температуры t7 = 55° С (температура охлаждающей среды на входе 40—45° С), найдем снижение температуры в охлаждающей турбине t7 — t8 = 28 К. Отсюда температура наддувочного воздуха получается равной t8 = 55° — 28° = 27° С, т. е. значительно ниже температуры охлаждающей среды 40—45° С.
Снижение температуры, достигаемое в охлаждающей турбине, будет тем больше, чем больше давление воздуха перед турбодетандером превышает давление наддува. Таким образом, эффективность применения турбоохлаждения зависит от того, на сколько может быть повышена мощность турбокомпрессора за счет увеличения теплоперепада, срабатываемого в газовой турбине Т; при этом увеличенный подпор выпускных газов за двигателем не должен свести на нет выигрыш, достигнутый при охлаждении и, следовательно, увеличении количества заряда воздуха.
В расчетах, способ охлаждения турбодетандером сравнивался с соответствующим способом турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха) (при одинаковых допущениях). Одинаковые допущения заключались, например, в равенстве давлений наддува и в связи с этим примерно одинаковых уровнях давления в цилиндре (определяющих механическую напряженность), равенстве коэффициентов избытка воздуха, равенстве к. п. д. турбокомпрессоров и равенстве температуры охлаждающей среды в охладителе наддувочного воздуха. Упрощающие допущения оказывают незначительное влияние на результат сравнения турбодетандерного охлаждения с обычным способом турбонаддува.
Вследствие более высокого подпора выпускных газов при турбодетандерном охлаждении сначала затрудняется продувка, а при дальнейшем повышении давления р3 уменьшается и количество заряда. И то и другое действует в направлении, противоположном увеличению заряда за счет снижения температуры наддувочного воздуха при турбодетандерном охлаждении. При определенной величине подпора становится невозможным достижение увеличения количества заряда, а следовательно, и повышение мощности. Обратное воздействие повышенного подпора на количество свежего заряда в цилиндре зависит и от выпускной системы; в указанном расчете предполагался импульсный турбонаддув.
На рис. 9.6 показана зависимость отношения средних эффективных давлений при турбодетандерном охлаждении и при обычном способе охлаждения наддувочного воздуха ре/ре0 от отношения давления рвып/pвп для определенного примера. Кривые начинаются при ре/ре0 = 1, т. е. двигатель имеет охлаждение наддувочного воздуха без турбодетандера (или при отключенном турбодетандере). При повышении давления рвып прирост мощности за счет применения турбодетандерного охлаждения увеличивается примерно до рвып/рвп = 0,97, при дальнейшем повышении подпора газов выигрыш в мощности вновь уменьшается. В этом примере давление наддува рвп = 2,5 кгс/см2 (2,45 бар) поддерживалось постоянным; постоянными были и температура на выходе из охладителей наддувочного воздуха 40° С (313 К) и к. п. д. турбокомпрессора ?тк= 0,6. При турбодетандерном охлаждении применялись два охладителя наддувочного воздуха. Охладитель Х1 не является непременно необходимым перед турбодетандером. Однако его отсутствие оказывает некоторое отрицательное влияние на эффект охлаждения, так как компрессор турбодетандера Ктд в этом случае должен сжимать воздух при более высокой температуре на входе, что отражается на балансе мощностей.
Расчет, соответствующий рис. 9.6, производился для трех значений коэффициента избытка воздуха для сгорания ?: 1,5; 1,7 и 2,0; максимальное повышение составляет 10%. Расход топлива при турбодетандерном охлаждении несколько выше из-за меньшей полноты петли газообмена индикаторной диаграммы при более высоком подпоре газов. В расчетах кроме коэффициента избытка воздуха для сгорания ? варьировались также давление наддува, к. п. д. турбомашин, количество охладителей и температура воздуха на выходе из охладителей, зависящая от температуры охлаждающей среды (например, при охлаждении водой из водопровода или радиаторном охлаждении).
Как следует из рис. 9.7, влияние к. п. д. турбокомпрессора и к. п. д. турбодетандера (последний вследствие меньших размеров принимался на 5 ед. меньшим, чем у ТК) очень велико: при ?гк = 0,7 (значение, которое в настоящее время еще практически не достигнуто) повышение мощности при турбоохлаждении достигло бы 16%.
Несколько выше было бы увеличение мощности, если бы сравнение обоих способов производилось не при равном коэффициенте избытка воздуха ?, а при одинаковой термической напряженности, которая характеризуется потоком теплоты в стенки камеры сгорания. Несмотря на более высокую мощность при турбодетандерном охлаждении, отвод теплоты в стенки в этом случае — при равенстве коэффициентов избытка воздуха — ниже по сравнению с обычным способом охлаждения наддувочного воздуха. Влияние более низкой температуры заряда оказывается сильнее влияния повышения мощности. Температура выпускных газов при условии равенства теплоты, отводимой стенками, при использовании турбодетандерного охлаждения значительно выше, что следовало бы учитывать при расчете термической напряженности выпускных клапанов и турбинных лопаток.
Поскольку двухтактный двигатель намного чувствительнее реагирует на повышение подпора выпускных газов, то здесь перспективы применения турбодетандерного охлаждения с самого начала менее благоприятны, чем при четырехтактном цикле. В целом можно констатировать, что по современному уровню познаний применение турбодетандерного охлаждения на дизелях является нецелесообразным. Затраты на второй наддувочный агрегат (турбодетандер) и на второй охладитель наддувочного воздуха для повышения мощности лишь на ~10% являются слишком высокими. Повышение давления наддува, хотя и сопровождается возрастанием максимального давления сгорания и соответствующими конструктивными изменениями, значительно проще и дешевле. Поэтому турбодетандерное охлаждение дизелей, несмотря на то, что этот способ был предложен уже давно и неоднократно испытывался экспериментально, практически никогда не применялось.
|