Расчетные методы, разработаны еще в то время, когда для решения подобных проблем не было электронно-вычислительной техники.
Именно потому, что такие расчеты могли выполняться с помощью ручного вычисления, они являются наиболее пригодными для разъяснения тех взаимосвязей, о которых здесь в первую очередь пойдет речь.
По способу подвода газов к турбине различают следующие случаи.
1. Турбина постоянного давления (подвод газов к турбине при постоянном давлении). Выпускные газы из отдельных цилиндров направляются в общий выпускной коллектор, в котором выравниваются импульсы давлений. Выпускные газы имеют перед входом в турбину приблизительно постоянное давление. Степень реактивности турбины может выбираться свободно.
2. Чистая газовая турбина. В этом случае давление, имевшееся в цилиндре, в выпускном канале полностью должно было бы перейти в энергию скорости и в виде кинетической энергии транспортироваться к турбине. В этом случае на выпуске из цилиндра не было бы обратного подпора газов, кинетическая энергия должна была бы отдаваться активному колесу турбины. Из-за сильно изменяющейся степени повышения давления (частично ультразвук), изменяющегося проходного сечения клапана и больших гидравлических потерь в трубопроводе применение такого способа связано с очень значительными потерями, поэтому в чистом виде он не осуществим.
3. Импульсная турбина (подвод газов при переменном давлении). Волны давления и скорости создаются в отдельных трубопроводах сравнительно малого сечения, в которые объединены цилиндры с соответствующим смещением моментов воспламенения. Большая часть энергии переносится к турбине в виде волн давления, в связи с чем на выпуске двигателя возникает обратный подпор переменного уровня давления, что оказывает влияние на совершаемую поршнем работу выталкивания. С волной скорости транспортируется только малая доля общей энергии.
Для понимания происходящих процессов целесообразно при расчете баланса мощностей исходить из способа наддува при постоянном давлении газов перед турбиной (постоянное давление импульсный наддув в этом случае учитывается с помощью дополнительных коэффициентов пульсации потока и пульсации энергии. Если имеет место импульсный подвод газов к турбине, то расчет (исходя из средних значений давления и температуры) выпускных газов перед турбиной дает кажущийся к. п. д., поскольку подвод энергии к турбине представлен неверно.
При равновесном режиме работы свободно вращающегося турбокомпрессора выполняются следующие условия.
1. Эффективная мощность компрессора равна эффективной мощности турбины
Nк = Nт. (6.1)
2. Массовый расход газа через турбину находится в определенной зависимости от массового расхода воздуха через компрессор.
При последовательной схеме наддува (при отсутствии параллельно включенного механического нагнетателя) и без учета утечек через уплотнения массовый расход газа через турбину равен сумме массового расхода воздуха через компрессор и массового расхода топлива на двигатель, т. е.
Так как L0 ? 14,0 кг воздуха/кг топлива, то при ?с = 1 Gг будет самое большее на 7% превышать Gв. Для двигателей с наддувом, работающих при коэффициентах избытка воздуха, значительно больших единицы и у которых, кроме того, определенное количество воздуха, не принимающее участия в процессе сгорания, идет на продувку цилиндров, можно на режимах полной мощности принимать в среднем Gг = 1,03 Gв.
Количество воздуха, нагнетаемое параллельно включенным механическим компрессором, при необходимости должно учитываться в уравнении баланса.
Первое и второе условия достаточны для нахождения рабочей точки турбокомпрессора, работающего независимо от двигателя (например, в соединении с камерой сгорания, служащей генератором горячего газа). Для совместной работы с двигателем должны выполняться еще следующие условия.
3. Рабочая точка турбокомпрессора должна лежать на расходной характеристике, соответствующей требуемой частоте вращения двигателя.
4. Степенью повышения давления и объемным расходом воздуха при балансе мощностей определена и частота вращения данного турбокомпрессора. Так как компрессор и турбина, как правило, располагаются на одном валу, то пк = пт.
Уравнение (6.1) можно представить таким образом:
Здесь ?т — механический к. п. д. турбокомпрессора, обусловленный трением в подшипниках (при известных условиях также трением в лабиринтных уплотнениях и дисках на тыльной стороне колеса); ? — коэффициент импульсности подвода энергии. Для системы наддува при постоянном давлении газов перед турбиной ?=1.
Так как ?i-к ад можно с достаточной точностью определить с помощью измеренных повышений давления и температуры, а ?i-к ад из-за теплоизлучения нагретой турбины — нельзя, то целесообразно потери на трение в подшипниках общего вала отнести к турбине, записав следующие равенства:
при стационарном подводе газа можно довольно точно определить с помощью измерений давления и температуры, поскольку для нахождения Hк ад и Hт ад требуется измерить только перепады давлений и температуры на входе у турбины и компрессора (попадающие в расчетные формулы в виде отношений абсолютных величин), а не разности температур между входом и выходом, зависящие от потерь на излучение.
Уравнение (6.3) преобразуется далее:
При
получим степень повышения давления в компрессоре как функцию от степени расширения газов в турбине, коэффициентов полезного действия и отношения входных температур
Это уравнение называется первым основным уравнением турбокомпрессора. В формулу (6.5) следует подставлять значения полных давлений. Если компрессор всасывает воздух из помещения или если в трубопроводе на пути к компрессору отсутствуют потери давления, то давление р1 равно внешнему давлению р0. Так как энергия потока на выходе из турбокомпрессора не может быть больше использована, то обычно для p4 подставляют статическое давление, причем потеря энергии на выходе выражается в к. п. д.
Перепад давления р4/р3 или обратную величину — степень расширения газов в турбине ?т = р3/p4 — находят из второго основного уравнения турбокомпрессора
где Fт экв — равнозначное отверстие для последовательно включенных направляющего и рабочего колес турбины, включая коэффициент расхода; ? — коэффициент, учитывающий импульсность потока; для наддува при постоянном давлении газов перед турбиной ? = 1; ?т —функция истечения при замене турбины на Fт экв,
Чтобы вывести общую зависимость (не зависящую от размеров), после замены ?3 на р3/(RТ3), все члены уравнения, содержащие давление, переносятся в одну сторону:
Наглядная картина работы турбокомпрессора получается, если представить уравнения (6.5) и (6.7) на одной диаграмме. При этом степень повышения давления в компрессоре р2 / p1 для заданного отношения Gг/Gв (например, равного 1,03) и заданного К1 (например, К1 = 1,1) наносится на диаграмму как функция от ? в зависимости от степени расширения газов в турбине р3/р4. Произведение ?1р3 целесообразно нанести по оси ординат вниз для постоянного противодавления р4 в зависимости от р3/p4 (рис. 6.7).
Уже с помощью одной этой диаграммы можно проследить, как влияет изменение различных параметров на состояние равновесия.
1. Если, например, точка 1 соответствует равновесному режиму работы, то вследствие улучшения к. п. д. ?к?т на 12,5% произошел бы сдвиг в точку 2, т. е. давление наддува повысилось бы только за счет повышения к. п. д.
2. Изменение температуры Т3 оказывает двоякое действие. С одной стороны, возрастает ?тр3 при увеличении ?Т3 (точка 3") и вместе с этим также р3/p4 (точка 3'), так как при большем объемном расходе имеет место больший подпор. В то же время р2/р1 возрастает как при увеличении p3/p4> так и при увеличении ? (точка 3).
3. При заданной мощности двигателя на давление наддува можно оказывать влияние путем изменения проходного сечения соплового аппарата турбины. При уменьшении Fт экв увеличивается ?тр3 (точка 4"), а также р3/р4 (точка 4'). При прочих равных условиях р2/р1 возрастает (точка 4).
|