Объемный расход воздуха для четырехтактного двигателя складывается из количества воздуха, требуемого для сгорания топлива, и количества, идущего на продувку,
Первый член в правой части уравнения пропорционален частоте вращения (рис. 5.3), а второй зависит от степени повышения давления воздуха в компрессоре и от перекрытия клапанов, но не содержит в себе частоты вращения. В случае малого перекрытия клапанов второй член уравнения будет также иметь очень малое значение.
На рис. 5.3 сплошные линии относятся к двигателям без перекрытия клапанов, а штриховые — к двигателям с перекрытием клапанов и положительным перепадом давления на продувку.
Рассмотрим, при каком масштабе подобия характеристики двигателей различных типов и базовых размеров цилиндров могут быть изображены совместно. Для двухтактных двигателей это, очевидно, объемный расход воздуха, отнесенный к эффективному эквивалентному отверстию, так как он зависит только от давлений и температур. У четырехтактных двигателей, у которых органы газораспределения находятся в крышке цилиндра, при геометрическом подобии проходное сечение клапана пропорциональна площади поршня, а скорость воздуха в клапанах — скорости поршня.
Так как для четырехтактных двигателей справедливо уравнение
то, обозначив через Fп — площадь поршня, z — число цилиндров, ст — среднюю скорость поршня (ст = 2Sп), получим (м/с):
При равной средней скорости поршня и подобных проходных сечениях клапанов через клапаны проходит одинаковое количество воздуха независимо от величины отношения S/D. Поэтому требование геометрического подобия при данном рассмотрении распространяется не на отношение хода поршня к диаметру цилиндра, а на проходные сечения и подъем клапанов. В качестве примера на рис. 5.4, а, б показан объемный расход воздуха, отнесенный к площади поршня, для двух двигателей с различными базовыми размерами цилиндров и частотами вращения. Приведенные графики доказывают правомочность такого подхода к рассмотрению вопросов подобия при газообмене, несмотря на то, что в этом случае крышки цилиндров отнюдь не являются геометрически подобными. Преимуществом такого подхода является то, что для новых двигателей достаточно рассчитать одну или две точки расходной характеристики, после чего их протекание для режимов постоянных частот вращения можно определить по указанным ранее условиям подобия.
|