Для окружных скоростей, достигаемых в компрессорах, определяющей характеристикой применяемого материала является так называемая длина текучести, которая представляет собой частное от деления предела текучести на удельную массу.
Эту величину можно представить себе с помощью вертикально висящей свободной проволоки, у которой предел текучести достигается под действием собственной тяжести. В качестве предела текучести у турбин и компрессоров принимается условный предел текучести ?0,2, т. е. напряжение, При котором остаточная деформация составляет 0,2% первоначальной длины (под действием соответствующей нагрузки в течение 103 или 104 ч). Пока степени повышения давления не превышают 4, для материалов колес компрессоров можно подставлять условный предел текучести при комнатной температуре.
В табл. 10.1 представлены важнейшие свойства некоторых алюминиевых сплавов по сравнению с легированной сталью и титаном.
Длина текучести у алюминиевых сплавов невелика, к преимуществам этих сплавов относится и их более легкая обрабатываемость, а также меньшая, по крайней мере по отношению к титановым сплавам, стоимость. Поэтому при выборе материала для изготовления колес компрессоров предпочтение отдается алюминиевым сплавам. Эти колеса обладают также малым моментом инерции, что облегчает разгон турбокомпрессора.
Наиболее дешевым способом изготовления колес компрессоров является литье. Прогресс в области литейных сплавов (например, появление сплава «алюфонт») и совершенствование техники литья (гипсовые модели) позволили .применять литейные сплавы при окружных скоростях до 430 м/с; критические скорости разрыва таких колес при испытаниях составляют 700 м/с и более.
Из кованого материала колеса фрезеруются цельными или выполняются из двух частей, причем диск колеса (радиальная часть) штампуется, а вращающийся направляющий аппарат с изогнутыми лопатками изготовляется либо фрезерованием, либо методом точного литья. Считается, что такой способ изготовления при соответствующих технологических приспособлениях должен быть не дороже, чем литье. Кованые сплавы имеют большие значения предела прочности при изгибе и длины текучести (речь идет о современных материалах, таких как, например, перунал В).
Для обеспечения высоких степеней повышения давления в одной ступени, т. е. свыше 4, в связи с недостаточной прочностью алюминиевых сплавов при температурах свыше 150 ... 200° С необходимо выбирать другие материалы и прежде всего сталь. Применение титана пока еще сильно ограничено вследствие его высокой стоимости и трудной обрабатываемости.
|