Для понимания протекающих процессов обратимся сначала к индикаторной диаграмме газообмена четырехтактного двигателя без наддува, изображенной на рис. 3.5.
Выпускной клапан открывается (Вып. о.), прежде чем поршень достигает нижней (наружной) мертвой точки, давление в цилиндре быстро падает. Во время выпуска давление из-за газодинамического сопротивления в выпускном клапане остается несколько выше, чем давление в выпускном трубопроводе. У двигателя без наддува перекрытие клапанов невелико, т. е. впускной клапан открывается (Вп. о.), а выпускной — закрывается (Вып. з.) вблизи от верхней (внутренней) мертвой точки. Вследствие уменьшения сечения выпускного клапана давление в цилиндре в конце хода выталкивания повышается.
Поршень в конце хода выталкивания сжимает в цилиндре остаточные газы, последние расширяются в процессе хода впуска и занимают по достижении внешнего давления р0 объем VR. При ходе впуска линия изменения давления в цилиндре остается из-за сопротивления дросселирования ниже давления р0. Однако давление в цилиндре в конце хода впуска возрастает приблизительно до р0 (малая скорость поршня, динамическая дозарядка воздушного столба), впускной клапан закрывается лишь после н. м. т., так как иначе потери при дросселировании в конце процесса впуска были бы слишком велики.
Объем, определяемый точками пересечения линий впуска и сжатия с линией атмосферного давления или линией давления р2
или рвп у двигателей с наддувом, называют объемом наполнения Vн. Величиной объема Vн учитываются как потери рабочего объема за счет наличия остаточных газов, так и сопротивление дросселирования при впуске, но не учитывается нагревание при впуске.
Объемный коэффициент наполнения
Коэффициент наполнения определяется объемным коэффициентом наполнения и повышением температуры заряда в процессе впуска.
Коэффициент наполнения
В уравнении (3.20) приняты следующие обозначения: Твп — температура воздуха на впуске в цилиндр; Т1ц — температура воздуха в цилиндре в конце хода всасывания.
Чем выше температура наддувочного воздуха, тем меньше подогрев заряда при впуске, так как разность температур по отношению к горячим впускным каналам и стенкам цилиндра будет меньше. Вследствие этого коэффициент наполнения при повышении температуры возрастает, как это представлено следующей эмпирической формулой:
где Твп 0 — температура на впуске при исходном состоянии; Твп — температура на впуске при измененной температуре;
?н0 — коэффициент наполнения (безразлично, отнесенный ли к внешнему состоянию или к состоянию на впуске) при исходном состоянии; ?н — коэффициент наполнения при измененной температуре на впуске.
Коэффициент наполнения зависит от очень многих факторов (геометрия системы впуска, средняя скорость поршня, степень сжатия, температура стенок и др.). Его величина лежит обычно в пределах 0,7—0,9, однако у двигателей с наддувом и продувкой может превышать единицу.
Повышение температуры Т1ц — Твп складывается из изменения температуры вследствие теплопередачи от стенок впускного канала и цилиндра и изменения температуры вследствие завихрения. При определении количества свежего заряда указанным выше способом необходимо учитывать остаточные газы только по их объему при давлении рвп, так как для определения объема заряда в конце хода впуска безразлично, рассматриваются ли объемы остаточного газа и свежего заряда раздельно или совместно.
Изменение давления в цилиндре во время газообмена четырехтактного двигателя с наддувом схематически показано на рис. 3.6.
Если имеется положительный перепад давления между p2 и р3, то Vн будет и при обычном малом перекрытии клапанов больше, чем Vh; при сжатии до давления р2, объем, занимаемый остаточными газами, уменьшился бы до величины, меньшей чем Vс. Если применяется большее перекрытие клапанов, то достигается хорошая очистка цилиндра от остаточных газов.
Из представленной на рис. 3.7 индикаторной диаграммы видно, что давление в цилиндре при положении поршня в и. м. т. в начале такта сжатия практически достигает величины давления наддува р2 или рвп.
В случае, если имеется определенное дросселирование на впуске, подбором фаз газораспределения все же добиваются того, что давления рвп и р1ц лишь немного отличаются друг от друга.
Предполагая, что остаточные газы полностью удалены из цилиндра (за счет большего перекрытия клапанов и большего продувочного перепада), можно написать:
Температура заряда цилиндра при положении поршня в н. м. т. может быть определена с помощью следующего эмпирического уравнения:
которое, правда, только в общем учитывает имеющее место уменьшение нагрева воздуха при высоких температурах поступающего воздуха. tвп следует подставлять в °С
С помощью этого эмпирического уравнения мы можем в случае четырехтактных двигателей с наддувом и продувкой избавиться от несколько неопределенного коэффициента наполнения, содержащегося в уравнении (3.14):
Если принятое выше допущение о полном удалении остаточных газов из цилиндра отпадает, то взаимосвязи становятся значительно сложнее.
Для расчета температуры заряда цилиндра, включающего свежий заряд плюс остаточные газы, при положении поршня в н. м. т. для четырехтактных дизелей Цапф предложил следующие формулы, выведенные на основе расчета газообмена:
для двигателей без наддува, имеющих небольшое перекрытие клапанов
В уравнениях (3.26) и (3.27) приняты следующие обозначения: tвп — температура свежего воздуха на впуске двигателя, °С, сm— средняя скорость поршня, м/с; tcт — средняя температура поверхности внутренних стенок цилиндра (днище поршня, крышка и втулка цилиндра), °С; ? — коэффициент избытка воздуха; ?пер — перекрытие клапанов, п. к. в.; р2 ? рвп — давление наддува перед двигателем, кгс/см2; р3 — противодавление выпускного газа, кгс/см2.
Ограничения касаются только угла перекрытия клапанов и степени сжатия. Уравнения (3.26) и (3.27) справедливы при 11 < ? < 22, уравнение (3.27) — при ?пер ? 110° п. к. в.
Границы влияния увеличения перекрытия клапанов и степени сжатия в обоих случаях объясняются тем, что доля остаточных газов при этом из-за продувки мертвого пространства уменьшается, но это не оказывает заметного влияния на температуру заряда при положении поршня в н. м. т.
В тех случаях, когда ? > 22 и ?пер > 110° п. к. в., для ? и ?пер в уравнениях (3.26) и (3.27) следует подставлять просто указанные граничные значения.
|