Первая успешно примененная в практике система турбонаддува имела общий выпускной коллектор, т. е. являлась системой наддува с постоянным давлением газов перед турбиной, однако широкое использование турбонаддува началось только с осуществлением идей Альфреда Бюхи, изложенных в швейцарском патенте № 122664 от 30.11.1925 (патент DRР 568855).
Согласно этому патенту размеры выпускного коллектора и входного сечения газовой турбины при соответствующем выборе фаз газораспределения должны быть такими, чтобы давление в выпускном коллекторе после открытия выпускных органов (предварение выпуска) было выше давления в трубопроводе наддувочного воздуха, но в конце процесса газообмена, т. е. во время периода продувки, становилось ниже давления наддува. У четырехтактных двигателей выпускной клапан в зависимости от частоты вращения и степени наддува должен открываться за 40—70° п. к. в. до н. м. т. для того, чтобы давление в цилиндре перед ходом выталкивания понизилось в достаточной мере (уменьшилась затрачиваемая поршнем работа). Для обеспечения достаточно большого проходного сечения при продувке выпускной клапан у двигателей с наддувом закрывается через 40—60° п. к. в. после в. м. т., вследствие чего суммарная продолжительность выпуска составляет 260—310° п. к. в. Чтобы не мешать продувке, выпуск отработавших газов из следующего цилиндра с примерно такими же фазами газораспределения может производиться в эту же ветвь трубопровода только при определенном промежутке между вспышками. К счастью, этот промежуток можно уменьшить, так как, во-первых,- между открытием выпускных органов и сильным возрастанием давления в коллекторе проходит некоторое время, и, во-вторых, следует учитывать также время про- бегания волны давления от цилиндра, осуществляющего выпуск, к цилиндру, в котором протекает процесс продувки. Для сгруппированных в один выпускной коллектор цилиндров хорошие результаты достигаются при интервалах между вспышками 240° п. к. в. для четырехтактных двигателей и 120° п. к. в. для двухтактных. Так, например, для шестицилиндрового двигателя с импульсным наддувом требуются две ветви трубопровода, а для девятицилиндрового двигателя—три.
На рис. 8.1 показаны диаграммы изменения давления в выпускном коллекторе, замеренного у патрубка цилиндра № 1, а также графически изображенные фазы газораспределения. Из приведенного графика видно, что возрастание давления происходит с некоторым замедлением после начала открытия выпускного клапана. Волна давления выпускного импульса от цилиндра № 3 достигает цилиндра № 1 примерно через 240+30° п. к. в. после начала выпуска в этом цилиндре, т. е. через значительно больший интервал, чем 240° п. к. в. Хотя в начале повышения давления в трубопроводе от выпуска из цилиндра № 3 выпускной клапан цилиндра № 1 еще не полностью закрыт, однако заброса газов в цилиндр не происходит, так как давление в цилиндре становится равным давлению в выпускном коллекторе лишь к моменту закрытия выпускного клапана. Возрастание давления в цилиндре во время периода продувки обусловливается поступлением наддувочного воздуха.
Как будет более подробно показано ниже, симметричная группировка по три цилиндра (три цилиндра с равными интервалами между вспышками 240° п. к. в. присоединены к одному выпускному коллектору) является наиболее благоприятной для импульсного наддува, хотя при интервале между вспышками, равном, например, 360° п. к. в. (или соответственно 180° п. к. в. для двухтактных двигателей) был бы обеспечен более длительный период продувки.
Из сказанного выше для минимального интервала между вспышками следует, что четырехцилиндровому двигателю для осуществления импульсного наддува требуется два, а восьмицилиндровому — четыре выпускных коллектора с разделением газоподводящего корпуса турбины (при наличии одного турбокомпрессора) соответственно на два или четыре сегмента. Пятицилиндровому двигателю с симметричным расположением колен требуется три, а семицилиндровому двигателю — четыре коллектора, причем в обоих случаях все цилиндры, кроме одного, сгруппированы попарно.
Примеры разделения выпускного трубопровода и группировки цилиндров для четырехтактных рядных двигателей (то же и для двухтактных двигателей при равном чередовании вспышек) показаны на рис. 8.2, а примеры для V-образных двигателей — на рис. 8.3.
Не имея возможности рассмотреть здесь подробнее все детали, следует все же отметить, что импульсный наддув при возрастании неравномерности интервалов между вспышками в цилиндрах, подсоединенных к одной ветви трубопровода, и при увеличении отношения числа ветвей выпускного трубопровода к числу цилиндров теряет свои преимущества по следующим причинам.
1. К. п. д. турбокомпрессора, представляющий собой отношение работы компрессора по адиабатному сжатию воздуха к фактической величине располагаемой энергии выпускных газов (некажущейся энергии, определяемой из средних значений), уменьшается при увеличении изменений давления в потоке газов (при увеличении импульсности потока).
2. К. п. д. также существенно уменьшается при частичном подводе газов в турбину. Изменяющийся парциальный впуск газов имеет место тогда, когда подвод газов к турбокомпрессору осуществляется при переменном давлении, так как в одно и то же время в одной подводящей газ к сопловому аппарату турбины полости имеется высокое давление, а в другой — низкое.
3. К. п. д. турбокомпрессора падает особенно сильно, если через какую-то из газоподводящих полостей газ не проходит в течение некоторого времени: в этом случае возникают вентиляционные потери в лопатках турбины, а у радиальных турбин, при известных условиях, — обратный поток.
4. Если интервал между вспышками в цилиндрах, от которых осуществляется выпуск в одну ветвь трубопровода, значительно больше, чем период выпуска из одного цилиндра, то эта ветвь опорожняется, т. е. давление в ней приближается к давлению за турбиной, причем последующий импульс давления выпускных газов должен сначала наполнить ветвь трубопровода, прежде чем будет достигнут заметный перепад давлений. Вследствие этого энергия давления, наиболее эффективная для преобразования в мощность турбины, теряется, т. е. переходит в теплоту.
На рис. 8.4 в качестве примера показана диаграмма давлений в ветви выпускного трубопровода высокофорсированного восьмицилиндрового дизеля с двумя симметричными импульсами, т. е. с разделенным на четыре ветви выпускным трубопроводом. В эту ветвь трубопровода производится выпуск из цилиндров № 1 и 8; место измерения, так же как и газовая турбина, находится вблизи цилиндра № 1. Из этого рисунка можно вывести следующее:
1) пик давления выпускного импульса от цилиндра № 8 заметно выше, чем от цилиндра № 1, несмотря на то, что место измерения давления находится в выпускном коллекторе у цилиндра № 1. Это объясняется тем, что выпускной импульс от цилиндра № 1 разветвляется на две волны давления: на идущую непосредственно к турбине и на движущуюся в другую сторону, к цилиндру № 8, и отражающуюся там от закрытого конца трубопровода. Выпускной импульс от цилиндра № 8, расположенного на конце трубопровода, не разветвляясь, попадает в трубопровод;
2) из-за медленного понижения давления в выпускном коллекторе в связи с малым сечением сопловых сегментов (в отличие от трехканального подвода газа, см. рис. 8.1) давление в цилиндре достигает давления наддува сравнительно поздно, для чего при оптимальной настройке потребовалось бы более позднее открытие впускного клапана, чем при трехканальном подводе газа;
3) после окончания периода продувки давление в выпускном коллекторе продолжает падать и приближается к давлению за турбиной. Легко можно экстраполировать, что при интервале между вспышками большем, чем 360°, например, 1 ?432° и. к. в. и 1 ? 288° п. к. в. при несимметричном двухканальном подводе газа или 1 ? 720° п. к. в. при подключении только одного цилиндра к ветви выпускного трубопровода, будут иметь место периоды, когда газ вообще не будет проходить через турбину, что приведет к указанному выше отрицательному влиянию на к. п. д.
При системе, создающей три симметричных импульса в коллекторе, недостатки, устранимы, поэтому такая группировка является наиболее благоприятной для импульсного наддува. У двухтактных двигателей к этому добавляется еще и то, что при интервале между вспышками, равном 120° п. к. в., импульс давления на выпуске последующего цилиндра начинается в конце периода продувки предыдущего цилиндра, вследствие чего при симметричной диаграмме газораспределения имеет место определенный эффект дозарядки. По этим причинам для чисел цилиндров, кратных трем, легче достичь высокой эффективности наддува при импульсной системе, чем для других чисел цилиндров.
|