Под двухступенчатым наддувом понимается последовательное включение двух турбокомпрессоров, которые при равных массовых расходах имеют различные объемные расходы (различные уровни давлений) и соответственно различные размеры.
Основными преимуществами системы наддува, состоящей из двух ступеней, по сравнению с двухступенчатым турбокомпрессором, в которой последовательно включенные компрессоры и турбины расположены на одном валу, являются более широкая характеристика и лучший общий к. п. д., так как раздельно вращающиеся компрессоры и турбины имеют лучшую приспособляемость. Поскольку двухступенчатое исполнение, как правило, представляет собой специальную конструкцию, то ее стоимость будет выше по сравнению с двумя одноступенчатыми турбоком- рессорами, которые в связи с большой потребностью для двигателей с наддувом выпускаются в больших количествах. Недостатком системы двухступенчатого наддува являются и большие габаритные размеры.
По отношению к одноступенчатому наддуву двуступенчатый наддув имеет следующие преимущества.
1. Значительно более высокий уровень давления наддува и в связи с этим возможность получения больших величин среднего эффективного давления.
2. Более высокий к. п. д. при равном давлении наддува, так как к. п. д. компрессора и к. п. д. турбины падают при увеличении напора или соответственно перепада в каждой ступени. К. п. д. двухступенчатого наддува еще может быть повышен за счет применения промежуточного охлаждения наддувочного воздуха.
3. Более широкое поле характеристик и поэтому лучшая приспособляемость к желательному диапазону работы двигателя.
Применение двухступенчатой системы связано с увеличением массо-габаритных показателей всего турбонаддувочного агрегата (по сравнению с одноступенчатой системой) и, следовательно, с его удорожанием.
Результаты некоторых испытаний систем двухступенчатого наддува как на четырехтактных, так и на двухтактных дизелях были опубликованы в 1965 г., хотя поначалу этот способ и не находил практического применения.
Если учесть меры, принимаемые в двигателе для снижения механических и термических напряжений, то отношение увеличения мощности к увеличению затрат при двухступенчатом наддуве по сравнению с одноступенчатым будет меньше, чем аналогичное соотношение при одноступенчатом наддуве по сравнению с двигателем без наддува. В принципе здесь нужно оценить (в гораздо большей степени, чем при переходе от двигателя со свободным всасыванием к двигателю с наддувом), что принесет большие преимущества при достижении определенной мощности: применение дополнительного нагнетателя и охладителя со всеми необходимыми трубопроводами и изменениями в самом двигателе или же увеличение диаметра цилиндра.
Недостатком двухступенчатого наддува является худшая приемистость, так как при использовании той же энергии выпускных газов (при равном среднем эффективном давлении) должны разгоняться два ротора турбокомпрессоров, между которыми распределяется имеющийся перепад. Один и тот же двигатель достигал среднего эффективного давления, равного 16,3 бар (16,5 кгс/см2), при 1000 об/мин в случае применения одноступенчатого наддува за 11 с, а в случае применения двухступенчатого наддува — за 18,5 с.
Несмотря на то что достигаемые при одноступенчатом наддуве средние эффективные давления, которые у четырехтактных дизелей доходят до 25 бар, а у двухтактных — до 15 бар, на практике еще не применяются, в настоящее время все большее внимание уделяется исследованию проблем двухступенчатого наддува как расчетными, так и экспериментальными методами. Некоторые типы двухтактных дизелей с двухступенчатым наддувом уже подготовлены к производству.
|